В железнодорожную отрасль, как правило, приходят люди дисциплинированные, воспитанные, целеустремленные. Обучаясь в университете, они раскрывают себя как личность, четко знают, чего хотят добиться в жизни, работают на свое будущее. УрГУПС гордится такими студентами, а еще больше – успешными выпускниками. К последним как раз относится выпускник УрГУПС (бывш. УЭИИТ) Георгий Борисович Якимов, человек, преданный своему делу, скромный, и не любящий давать интервью.
– Георгий Борисович, расскажите о своей студенческой жизни, о ее ярких моментах, поделитесь воспоминаниями…
– Я закончил УрГУПС в 1968 году, в то время это был Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, и готовили там специалистов исключительно для магистрали. Учеба в институте – самое веселое и беззаботное время в моей жизни, самое светлое воспоминание. Забавных историй и ярких моментов у меня случалась масса, поэтому нет смысла рассказывать про все или даже несколько. Занятия давались мне легко, и проблем с учебой не было. Я вовремя сдавал, так называемые контрольные точки, и долгов не накапливал, а при таком раскладе дел, ты практически всегда свободен, можешь ничего не делать, даже на лекции не ходить (смеется). А потом начались будни. О них принято говорить либо хорошо, либо плохо. Так вот, у меня они были хорошие.
– А как проходили ваши студенческие будни?
– Очень насыщенно. Знаете, когда я учился в институте, денег у меня было больше, чем я потом за всю оставшуюся жизнь заработал. Помимо учебы я еще успевал подрабатывать: работал на полставки на кафедре, грузчиком в столовой, сторожем в институте, кочегаром в котельной, занимался расшифровкой во ВНИИЖТ. Да еще стипендия была хорошая. Я находил время на общественную и культурную деятельность, играл в КВН. Я ни разу не пожалел, что учился здесь.
– Почему вы выбрали именно это направление деятельности, это мечта детства?
– Да просто я жил на Челюскинцев 29, а ближайший институт был на Свердлова (смеется). Ну, а если серьезно, то у нас династия – все железнодорожники: прадед у меня был первым путевым обходчиком на Азиатско-Европейском перегоне, дед – начальником станции «Кушва», начальником резерва кондукторских бригад и поездным диспетчером, отец, как и я или я как отец, электрификатор, и всю жизнь проработал на Свердловской железной дороге, мать – в научно-исследовательском институте (ВНИИЖТ). В общем, я по стопам пошел.
– И как сложилась ваша дальнейшая судьба?
– Когда отец ушел на пенсию, я стал начальником службы электрификации железной дороги, отработал там пять лет. Затем у меня была должность главного инженера главного управления электрификации, и уже потом я стал руководителем департамента электрификации российских железных дорог. Последние 10 лет я работаю в федеральной службе по надзору в сфере транспорта; мы контролируем соблюдение норм законодательства на железной дороге и путях необщего пользования. Как видите, тружусь всю жизнь по специальности.
– Как вы считаете, транспортное образование – это престижно?
– Конечно, транспортное образование всегда было, есть и будет востребованным. Однако, рассуждая на тему престижа, я думаю, стоит учитывать специализацию. Очень узкопрофильные специальности, возможно, менее престижны, поскольку ограничены, а, например, энергоснабжение – наоборот. Ведь все равно где заниматься энергоснабжением: на дороге, заводе, в кооперативе или просто на частном предприятии – закон везде един.
– В чем секрет вашего успеха?
– Да наглый я очень (смеется). На самом деле, конечно, многое зависит от знаний и качественного образования. Я с теплотой вспоминаю многих наших преподавателей и их лекции. То как они прививали нам любовь и тягу ко всему новому, неизведанному. Не скажу, что хорошие знания – прямо секрет успеха, но это, пожалуй, та основа, та база, которая необходима для самореализации и развития.
– Время от времени вы навещаете родной вуз, встречаетесь с преподавателями и сокурсниками. Что по-вашему изменилось в лучшую или худшую сторону?
– Все изменилось. Изменились студенты. Сегодня ребята практически с рождения имеют доступ и усваивают огромное количество информации. От этого у них кругозор шире, больше возможностей, больше уверенности. Изменилась и методика преподавания ,и методика изложения материала, и характер оценки. У нас, например, преподаватели были в основном практиками, которые не имели степеней, как сейчас многие преподаватели в вузе. Опять-таки оговорюсь, я учился в специализированном институте, а сейчас это уже широкопрофильный университет, поэтому такие изменения вполне логичны.
– Может вы бы хотели пожелать что-то нашим студентам?
– Я бы хотел, чтобы во всем им всегда сопутствовала удача, потому что можно быть грамотным и компетентным, но всегда оказываться не в том месте и не в то время. Успехов во всех сопутствующих отраслях. Нельзя ограничиваться только железной дорогой: надо быть в определенной мере компетентным во всем: театр, кино, музыка, литература. Тогда студенческие годы будут интересными и яркими.