ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

В ногу со временем

22.02.2018

Более полувека занимается научной деятельностью профессор кафедры «Путь и железнодорожное строительство» УрГУПС Геннадий Аккерман. Сейчас учёный вместе с университетскими коллегами проводит экспертизу проекта одного из этапов строительства первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, занимается темой тяжеловесного движения поездов, работает по другим актуальным направлениям.

– Вопросы строительства ВСМ заинтересовали меня ещё в 90-х годах прошлого века, – рассказывает Геннадий Львович. – Проект этот очень привлекателен и амбициозен, хоть и требует немалых финансовых затрат. Но очень важно, чтобы такую магистраль, которая отвечает запросам времени, построили в нашей стране.

 За долгие годы профессор участвовал в разработке многих перспективных проектов. Большинство из них успешно воплощены. Первые шаги в этом направлении он сделал во время работы в отделе изысканий Уралгипротранса, куда пришёл в конце 50-х после окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта.  

– Насыщенная жизнь тогда была, – вспоминает Геннадий Аккерман. – За пять лет объездил почти весь Советский Союз, побывал на многих объектах. Но мне хотелось чего-то нового. Поступил в аспирантуру, а после её окончания пришёл работать в УЭМИИТ. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с уральским транспортным вузом. Помню, как мы с коллегами работали над проектами транспортного обслуживания нефтегазовых месторождений Томской и Тюменской областей, проводили расчёты по увеличению скорости движения грузовых и пассажирских поездов на полигоне нескольких дорог, создавали технические условия для подкладки с высокой ребордой.

Как отмечает мой собеседник, сейчас с развитием техники и высоких технологий заниматься наукой стало интересней. И подтверждает это на примере компьютерного моделирования взаимодействия колеса с рельсом.

– В те годы, когда мы по заказу Министерства путей сообщения занимались вопросами увеличения скорости движения поездов, было сложно проводить расчёты характеристик, возникающих при взаимодействии колеса с рельсом, – подчёркивает Геннадий Львович. – Теперь, благодаря компьютерной программе, у нас есть возможность моделировать различные ситуации, делать на их основе расчёты и, опираясь на полученные данные, находить оптимальные варианты. В этом отношении заниматься наукой стало, конечно же, проще. Но далеко не всегда. Меня радует многообразие техники, которая сегодня эксплуатируется на железной дороге. Особенно – путевой.

Ещё одна перспективная тема, которой занимается профессор Аккерман, – биклотоидное проектирование криволинейных участков железной дороги.

– Речь идёт о том, чтобы на таких участках были две переходные кривые встык без круговой кривой, – поясняет учёный. – В этом случае средняя поперечная сила, действующая на поезд при прохождении кривой, уменьшается в два раза. Тем самым снижается нагрузка на путь, на элементы и узлы подвижного состава. Что очень важно, например, для тяжеловесного движения. Кстати, по данному направлению в настоящее время мы проводим исследование. В нём рассматриваются особенности вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Безусловно, одно из главных его достоинств – повышение пропускной и провозной способности участков железных дорог. Но при этом нужно учитывать влияние тяжеловесных поездов на объекты инфраструктуры, на план и профиль железнодорожного пути.

За долгие годы работы в УрГУПС труд Геннадия Аккермана отмечен различными наградами. В сентябре прошлого года министр транспорта РФ Максим Соколов вручил уральскому учёному медаль Августина Бетанкура.

Серик Мустафин
«Уральская магистраль»