ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«Электроснабжение транспорта» – кафедра с богатой историей

22.04.2019

18-19 апреля в нашем университете прошла Всероссийская научно-техническая конференция «Влияние надежности устройств электроснабжения на работу транспорта», посвященная 60-летию кафедры «Электроснабжение транспорта».

На пленарном заседании ректор нашего университета Александр Геннадьевич Галкин, возглавлявший кафедру с 2003 по 2007 год, приветствовал всех присутствующих:

– Очень приятно видеть здесь столько студентов, преподавателей и гостей университета. Это говорит о том, что сегодняшнее событие актуально и востребовано. Хотел бы пожелать успехов в работе, достижения тех результатов, на которые коллеги планировали выйти, ну и, конечно, поздравить всех с юбилейной датой. У кафедры очень богатая история, и я очень надеюсь, что ее ждет светлое будущее.

Кроме того, Александр Геннадьевич наградил сотрудников кафедры за заслуги перед университетом.

Нынешний заведующий – Алексей Анатольевич Ковалев – рассказал об истории кафедры, поздравил всех преподавателей и сотрудников с громкой датой и пожелал коллегам плодотворной и интересной работы.

Кафедра была образована в 1959 году, является выпускающей и крупнейшей в университете. Ее первоначальное название – «Энергоснабжение электрифицированных железных дорог». Первым ее заведующим был доцент И.А. Афанасьев.

Кафедра располагает несколькими учебными лабораториями: «Контактная сеть и ЛЭП», «Электрические сети и системы», «Релейная защита и автоматика», «Тяговые подстанции», «Автоматизация систем электроснабжения», «Электронная техника и преобразователи», «Электроснабжение железных дорог», «Компьютерное проектирование и моделирование».

Научно-исследовательская работа на кафедре ведется по следующим направлениям:

  • совершенствование оборудования и режимов работы устройств электроснабжения постоянного тока 3,0 кВ;
  • улучшение энергетических параметров и совершенствование эксплуатации тяговых подстанций постоянного тока;
  • разработка методов технического обслуживания, диагностики и капитального ремонта устройств электроснабжения с целью их оптимального функционирования;
  • продление жизненного цикла объектов инфраструктурного комплекса системы токосъема;
  • разработка автоматизированных систем проектирования устройств электроснабжения.

Следом слово взял начальник службы Свердловской дирекции по энергообеспечению О.В. Халуев, кстати, выпускник кафедры. Олег Валерьевич поблагодарил преподавателей за прекрасное обучение от имени своих подчиненных и от себя лично. Его доклад «Снятие лимитирующих ограничений по условиям электроснабжения для обеспечения пропуска возрастающего вагонопотока полигона Кузбасс – Северо-Запад» вызвал большой интерес.

Профессор Борис Алексеевич Аржанников в своем выступлении провел своеобразный экскурс в историю развития контактной сети, а затем подробно рассмотрел достоинства трехфазной системы электрической тяги переменного тока. Профессор считает, что будущее за ней.

Темой выступления Александра Николаевича Смердина, доцента кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» ОмГУПС стало совершенствование системы токосъема магистральных электрических железных дорог в условиях высокоскоростного и тяжеловесного движения.

На этом пленарное заседание подошло к концу. После него начали работу секции:

1. Повышение качества токосъема на скоростных и высокоскоростных контактных подвесках;

2. Развитие систем тягового электроснабжения;

3. Электроснабжение промышленных предприятий и городов.

Второй день был посвящен студенческой науке. С докладами на конференции выступали как преподаватели, аспиранты и студенты нашего университета, так и представители ОмГУПС, ПГУПС, СамГУПС, ДВГУПС, УрФУ, ВНИИЖТ, ООО «Эльмаш (УЭТМ)» и других предприятий.

19 апреля были подведены итоги конференции. Наиболее научно значимые доклады будут опубликованы в рецензируемых научных журналах УрГУПС: «Транспорт Урала», «Вестник УрГУПС» и «Инновационный транспорт.


Татьяна РУБЦОВА