ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«Эшелон Победы» доехал до Сургута

11.05.2016

Необычный подарок преподнесли сургутянам работники Свердловской железной дороги (СвЖД) в канун Дня Великой Победы. 4 мая на станцию Сургут прибыл уникальный поезд-музей, в котором открыта передвижная выставка под названием «Эшелон Победы».

Музей на колесах состоит из четырех вагонов. В одном вагоне размещена выставка с фрагментом абстрактной станции в масштабе 1:87. Макет состоит из нескольких модулей, созданных творческим коллективом «Левша» Уральского государственного университета путей сообщения. В другом вагоне расположен кинотеатр на 25 мест. Третий предназначен для хозяйственных нужд, в четвертом расположены генераторы освещения. На окнах одного из вагонов изображены годы начала и окончания Великой Отечественной войны — 1941 и 1945, а в центре — пятиконечная звезда с георгиевской лентой, символизирующие День Победы.

— В 2015 году ОАО «РЖД» объявило конкурс среди музеев акционерного общества на лучшую экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне. Мы предложили идею передвижной выставки «Эшелон Победы», и главный инженер СвЖД Игорь Набойченко ее поддержал. Мы переоборудовали вагоны и разместили там макет железнодорожной станции Кордон Пермского направления. Макет оборудовали пультом дежурного, с помощью которого посетителям демонстрируется вся работа станции, в том числе прием, отправление и формирование поездов, — рассказывает экскурсовод, директор музея истории, науки и техники СвЖД Светлана Одиноких.

В кинотеатре посетителей ждет интересная интерактивная программа, включающая десятиминутный фильм «Знать и помнить о Победе». Он создан в дорожном центре научно-технической информации СвЖД и посвящен работе железной дороги в годы Великой Отечественной войны. В нем использованы фотографии и хроника военного времени, найденные в архивах и фондах музея СвЖД.

По словам С.А. Одиноких, многие железнодорожники ушли на фронт, среди работников СвЖД — 15 Героев Советского Союза. Двое ветеранов, Михаил Григорьевич Ганжин и Кирилл Григорьевич Корепанов, являются полными кавалерами ордена Славы.

— Выставка была подготовлена к 70-летнему юбилею Великой Победы. В прошлом году наш состав проехал 46 станций. Самой крайней на западе была станция Верещагино в Пермском крае, на востоке — Ишим, а последней станцией стал Нижневартовск. В этом году мы специально приехали в Сургут накануне Дня Победы, — отметила Светлана Аркадьевна.

Поднявшись в вагон, я очутился в просторном помещении с макетом. Экспозиция привлекла внимание группы молодых людей, которые с интересом рассматривали железнодорожный состав и вход в тоннель. Знакомимся.

— Мы студенты первого курса СурГУ, — рассказывает Яна Безносова. — О том, что в Сургут прибыла выставка «Эшелон Победы», я узнала через социальную сеть «ВКонтакте», в сообществе «О, Сургут!», и решила позвать однокурсников. Мы рады, что у нас появилась возможность больше узнать о подвигах железнодорожников во время Великой Отечественной войны.

Экскурсовод поведала удивительную историю о женщине-машинисте Марии Рожневой. В годы войны были созданы женские бригады, и Мария работала в одной из них на станции Егоршино.

— Если погасить топку паровоза полностью, то на ее розжиг уходит более четырех часов. Мария одной из первых применила метод замены колосников, не гася топки. Она надевала две-три телогрейки, обливалась из брандспойта холодной водой и залезала в притушенную, но еще раскаленную топку. Уже через полтора часа после замены колосника паровоз выходил в рейс, — рассказала Светлана Одиноких.

Славная страница истории связана с созданием в локомотивном депо СвЖД бронепоезда «Свердловский железнодорожник». В его состав входили две бронированные площадки с тяжелыми артиллерийскими и зенитными орудиями. Весь экипаж, созданный из железнодорожников во главе с машинистом, ушел на фронт. Боевое крещение они приняли во время наступательных операций Красной Армии в декабре 1941 года под Москвой, затем воевали на Воронежском фронте, а в 1944 году бронепоезд был подбит под Новороссийском.

Еще один интересный факт. В январе 1942 года в Тюменском вагонном депо создали поезд-баню. Он был частым гостем в прифронтовой полосе. По воспоминаниям одного из ветеранов, однажды эшелон прибыл на Ленинградский фронт, и во время затишья между боями солдатам и офицерам дали целые сутки на баню. Фронтовик вспоминал об этом дне, как о самом счастливом за всю войну.

— Проявляют ли сургутяне интерес к музею на колесах? — интересуюсь у экскурсовода.

— Интерес огромный. Поток посетителей начинается в половине девятого утра и заканчивается к семи вечера. Наибольшую активность проявили работники железной дороги и школьники. Учащиеся 42-й и 29-й сургутских школ посетили музей практически в полном составе. Порой одновременно собиралось две-три группы посетителей, и тогда на помощь приходил руководитель музея Сургутского региона СвЖД Вячеслав Васильевич Черемисин. Большое ему за это спасибо, — отметила С.А. Одиноких.

«Эшелон Победы» позволил сургутянам еще раз прикоснуться к военной истории и по достоинству оценить значение железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.

11 мая 2016 года

Игорь Свинков 
Источник: МК - Югра