ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Союз теории и практики

02.11.2016

– Олег Александрович, несколько дней назад в Челябинском институте путей сообщения состоялось посвящение первокурсников в студенты. Скажите, сегодня профильные вузы устраивают дорогу в плане подготовки специалистов?
 
– Сегодня квалифицированные кадры в основном приходят на дорогу именно после окончания средних профессиональных учебных заведений. И, безусловно, для нас очень важен вопрос: чему и как обучают в ЧИПСе, КИЖТе, Оренбургском институте путей сообщения?
 
Работа с профильными вузами идёт по нескольким направлениям. Напомню, с 2012 года приём на обучение по основным программам среднего профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета проводится на общедоступной основе. Это значит, что абитуриент может подписать договор о целевом обучении с предприятием региональной дирекции только после зачисления на бюджет! Благодаря такому подходу мы можем рассчитывать, что в число «целевиков» попадут наиболее подготовленные, грамотные студенты. Однако здесь есть и оборотная сторона. К сожалению, дорога уже второй год подряд не может набрать запланированного количества «целевых» студентов на заочную форму обучения. Причина – низкий средний балл аттестата у абитуриентов-железнодорожников.
 
Второе важное направление – уровень образовательного процесса. В этом году мы впервые создали специальную комиссию, в состав которой вошли представители служб, УЦПК, заместители главного инженера на регионах, главные инженеры структурных подразделений региональных дирекций. И эти компетентные люди побывали во всех наших вузах и провели анализ технического оснащения процесса подготовки специалистов путевого хозяйства, особенно в части применяемых на производстве техники и технологий.
 
– Очень интересно! И что же показали проверки?
 
– Необходимый минимум для проведения занятий по отработке практических навыков в филиалах СамГУПС и УрГУПС имеется, однако учебная база нуждается в дооснащении. Приведу простые примеры. Сегодня в филиале УрГУПС – Челябинском институте путей сообщения – отсутствуют натурные образцы промежуточных рельсовых скреплений ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ и дефектоскопная тележка для установки дефектоскопа РДМ-33; здесь также необходимо «уложить» участок бесстыкового пути с уравнительными пролётами на железобетонных шпалах на различных видах промежуточных рельсовых скреплений с заложенными неисправностями пути. Для филиала УрГУПС – Курганского института железнодорожного транспорта – требуется приобрести стрелочный перевод на железобетонном основании с нанесением контрольно-измерительных отметок и допусков содержания; комплект для временного восстановления рельсовой колеи ПСС-36; дефектоскопную и путеизмерительную тележку нового поколения; комплект гидравлического натяжного уст­ройства для принудительного ввода плетей бесстыкового пути. Что касается филиала СамГУПС в городе Оренбург, здесь имеется недостача натурных образцов по вопросам лубрикации, по путеизмерительным комплексам КВ ЛП, ЦНИ-4, а также образцов георешётки и геотекстиля. Студентам нужны и тренажёры по ограждению мест производства работ на перегонах и станциях, по классификации дефектов рельсов. Похожая ситуация и в филиале СамГУПС в городе Орске – отсутствуют натурные образцы путевого механизированного инструмента и дефектоскопы, а также натурные образцы пути на деревянных и железобетонных шпалах и звеньев рельсошпальной решётки.
 
Как вы, наверное, заметили, чаще всего «нехватка» связана с учебными пособиями, описывающими современные технологии. Получается, сегодня техническое развитие Компании опережает возможности учебных заведений оперативно реагировать на эти изменения…
 
Думаю, получив замечания от дороги, наши вузы гораздо быстрее примут необходимые меры. Плюс к этому мы предложили им комплекс корректирующих мероприятий. В частности, ввести для студентов-целевиков дополнительные образовательные услуги. На 2–3–4 курсах будут введены дополнительные дисциплины по устройству железнодорожного пути, по техническому обслуживанию и ремонту пути, по дефектоскопии рельсов. И, конечно, надо максимально привлекать учащихся на практику на предприятия дороги.
 
– Олег Александрович, правильно ли я поняла, что современные программы обучения предусматривают, в том числе, и получение учащимися рабочей специальности?
 
– Совершенно верно. Только в этом году уже 519 выпускников одновременно с получением среднего профессионального образования получили и свидетельства по рабочим профессиям, причём наиболее востребованным. Так, 99 студентов, прослушавших курс «Техническая эксплуатация подвижного состава. Локомотивы», получили свидетельства слесарей по ремонту ПС, а 38 студентов с курса «Техническая эксплуатация подвижного состава. Вагоны» – свидетельства осмотрщиков. Ещё интереснее ситуация на курсе «Организация перевозок и управление», здесь 35 человек получили свидетельства составителей поездов, 11 человек – операторов поста централизации, 17 человек – сигналистов, 77 человек – приёмосдатчика груза и багажа… Здесь же выпустили сигналистов и дежурных стрелочного поста, операторов сортировочной горки, приёмосдатчиков груза и багажа, приёмщика поездов. Аналогичная ситуация и по другим специальностям.
 
– Ещё одним источником восполнения кадров массовых профессий, безусловно, является Южно-Уральский учебный центр профессиональных квалификаций. А как обстоят дела там?
 
– Комиссия, проверявшая наши вузы, побывала и здесь. И её члены констатировали, что в плане оснащения необходимый минимум – как для проведения теоретических занятий, так и для отработки практических навыков – в подразделениях цент­ра имеется. Что, впрочем, неудивительно: дорога уделяет его дооснащению постоянное внимание. Буквально на днях, например, было принято решение за счёт средств ЮУЖД оборудовать все подразделения центра автоматизированными обучающими комплексами по охране труда. Однако и здесь мы составили список «на будущее» – в него вошло учебное оборудование, которое необходимо будет закупить в течение ближайших лет.
 
О приличном состоянии нашего центра говорит и тот факт, что ему доверили реализацию пилотного проекта: обучение по учебным планам и программам, разработанным на основе профессиональных стандартов. В его рамках в Челябинском подразделении начали готовить группы по профессии «машинист электровоза», а в Троицком подразделении – «машинист автомотрисы, машинист мотовоза, водитель дрезины».
 
– А разве эти специальности не значились в планах подразделений много лет?
 
– Обучение по профстандартам отличается от «простого». Прежде всего увеличением часов практических занятий. Схема выглядит так: изучил тему – сразу же закрепи навыки на практическом занятии. При этом у машинистов, например, основной упор делается на особенности управления локомотивом, правильном выходе из нестандартной ситуации. А вот часы на изучение устройства локомотива су­щественно сокращены. Курсанты, конечно, знакомятся с аппаратами и узлами, но лишь в плане общего устройства и принципа работы.
 
– Необычно… И непривычно. И как вы оцениваете первые итоги?
 
– В целом положительно. Пожалуй, для машинистов даже стоит ещё увеличить количество «практических» часов, особенно это касается занятий на тренажёрах с привлечением машинистов-инструкторов по обучению. Хотя у нас всё-таки есть предложения и по части увеличения часов теоретического курса по некоторым предметам, прежде всего – ПТЭ.
 
Кстати, возвращаясь к вопросу об оснащении УЦПК… Местную базу вполне могут использовать и средние профессиональные учебные заведения. Здесь можно проводить практические занятия студентов, всевозможные курсы целевого назначения, техническую учёбу для преподавателей вузов как силами преподавателей УЦПК, так и с привлечением квалифицированных работников дороги, региональных дирекций.
 
На наш взгляд, сблизить «теорию и практику» также помогут подключения филиалов СамГУПС и УрГУПС к сети интранет – для получения информации по работе с АРМами дистанций пути в информационном режиме. Мы также намерены внести в РосЖелДор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) предложение пересмотреть программу подготовки студентов в филиалах СамГУПС и УрГУПС в части увеличения практических занятий на учебных полигонах дороги.
Марина Пономарёва
Источник: Гудок