Внедрение интеллектуального подвижного состава на основе цифрового управления повысит качество использования инфраструктуры и вагона. Ряд технических решений в этой области предлагают уральские учёные.
Одним из направлений инновационного развития в рамках проекта «Цифровая железная дорога» является реализация концепции «умного» вагона. Обязательным элементом здесь станет быстродействующая система беспроводного электропневматического торможения. Длина тормозного пути сократится в среднем на 50%, а расход электроэнергии при движении состава – на 5–8%. Таковы данные исследований, проведённых учёными УрГУПС.
– Серьёзное внимание сейчас уделяется разработкам интеллектуальных микропроцессорных систем управления поездом, – отметила доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» вуза Татьяна Антропова. – Наиболее перспективны управление тормозами и диагностика подвижного состава. Но под них вагоны должны быть оборудованы системой электропитания и передачи информации по защищённым кабельным линиям.
Уральским отделением АО «ВНИИЖТ» разработан опытный комплект воздухораспределителя грузового типа с электропневматической приставкой. Использование новинки на практике может обеспечить комплексный эффект.
Кардинально изменится технология подготовки составов и их техобслуживание, что повысит и качество работы инфраструктуры. Благодаря оперативной информации о состоянии и месте нахождения вагонов снизятся расходы их владельцев и операторов. Бортовая система диагностики позволит перейти от планово-предупредительных работ к деятельности по факту неисправности. За счёт этого можно реорганизовать весь вагоноремонтный комплекс и в разы снизить затраты на его содержание.
– Надо отметить, что интеллектуальная система управления тормозами и диагностики подвижного состава имеет риски, – добавил старший научный сотрудник Уральского отделения АО «ВНИИЖТ» Александр Антропов. – Не в последнюю очередь они связаны с высокой стоимостью её разработки. Некоторые конструкторские решения уже найдены. Максимальный эффект возможен только при оснащении системой всего парка грузовых вагонов. Начать внедрение надо с поездов постоянного формирования, в замкнутых маршрутах и в рамках транспортных коридоров.
Евгений Невольниченко, «Уральская магистраль»