ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Дочери времени: судьбы стальное полотно

28.11.2019

Вглядываюсь в женское нежное лицо на выцветшей от времени фотографии в старом известном советском женском журнале «Работница» начала 30-х годов прошлого века. На него трудно не обратить внимание. Сколько всего загадочного и нежного, но одновременно сильного и стойкого скрыто в этих глазах. Это лицо, готовое к подвигу. Сколько эта женщина пережила? Сколько параллелей можно провести между ней и мужчинами? До сегодняшнего дня это лицо мне было не знакомо. Но ничего случайного не бывает....

Девушка, Женщина… Если бы не этот женский журнал, случайно попавший мне в руки, я бы не задумалась, что пришлось пережить этим хрупким созданиям. Тогда, судя по фотографии и прилагающемуся к ней тексту, никто не собирался следовать интересам и вкусам женской аудитории. Тогда, почти век назад, женщины рассматривались в качестве трудового резерва для индустриализации всей страны. Женский труд приравняли к тяжелым мужским профессиям, связанным с физическим трудом. Прямо с первой страницы - пропаганда трудовых подвигов женщин. Но вот парадокс: они ведь их совершали!

Если бы я была писателем, то обязательно бы написала роман о женщинах на железной дороге. Стезя сугубо мужская, как вы понимаете. Но главные герои моей книги будут не мужчины, а стойкие и умные женщины с невероятной выдержкой и твердостью характера, духа: сторожи и путейцы, телеграфисты и билетные кассиры, счетоводы и переписчики, инженеры и даже машинисты. Почему роман? Потому что речь пойдет о Женщине с большой буквы. Не просто о трудяге, а о любящей и сострадающей, о преданной и нежной. Они все были такими. Это их объединяло. Моя книга будет состоять из нескольких новелл, за каждой из которых стоит отдельная женская судьба. Но все они будут посвящены одному и главному сюжету - большой и далеко не простой женской судьбе на железной дороге.

Новелла первая. Короткая.

Далекий 1837 год. Открылась первая железная дорога, единственная в стране, шестая в мире. Ширина колеи - 1829 мм. Зима. Переезд. Дозор несет переездная сторожиха или, как сейчас называют, дежурная по переезду. Женщина-сторож. Она в тулупе. Она на посту в любую погоду и в лютый мороз. Она бдительно следит за состоянием железнодорожного полотна и телеграфной линии. Ни одна птица не пролетит, ни один зверь не пробежит мимо нее. Переездная сторожиха следует согласно инструкции, бдительно проверяет свой участок, устраняет все неисправности и повреждения колеи. Кажется, ни один человек не может находиться на перегоне с путевым инструментом и одновременно стоять на переезде, держа в руках сигнальный фонарь. Моя героиня может. Являясь помощником мужу или отцу, она встречает каждый поезд и дает знать, что путь свободен.

Новелла вторая.

Долго героиня моего романа стояла у переезда. До тех пор, пока не произошла крестьянская реформа. Тогда империя дала ей несколько больше возможностей на железной дороге, чем сторожить пути. Первой в тот период изъявила свое желание быть полезной на железной дороге старшая дочь начальника станции «Вязники» Степана Кнушевицкого – Ольга. Жалованья отца не хватало на содержание большой семьи. И Ольга попросила отца написать прошение директору дороги И.Ф. Кенигу. Вскоре в дом Кнушевицких пришла телеграмма с одобрительным ответом, и Ольга заступила на службу билетного кассира.

С этого момента для женщины началась на железной дороге оттепель. С каждым годом департамент железных дорог предъявляет ей все меньше и меньше требований. На работу принимаются не только девицы и вдовы, но и замужние женщины, имеющие детей. Процент женщин на железной дороге возрастает. Но права их, в том числе на рынке труда, еще существенно ущемляются.

Новелла третья.

Начало 20 века. Газета «Московский листок» сообщает сенсационную новость: на службу заступила первая женщина-инженер путей сообщения госпожа Каневская. Она получила образование за рубежом, в Париже. Но Франция – это далеко не Россия. Каневская об этом, конечно, знала. И прекрасно понимала, что, несмотря на блестящие знания и успешно пройденную за рубежом практику, здесь ей уготовлена непростая участь. Насколько непростая – она даже представить себе не могла.

Сначала, перед назначением на должность рядового изыскателя, госпожа Каневская доказывает высшему руководству МПС свою профессиональную пригодность и состоятельность. Процесс был, мягко говоря, унизительным. Госпоже Каневской оказывалось бесцеремонное внимание мужчин, точнее – всей мужской общественности, которая царила на железной дороге. После столь неприятного внимания Каневскую направляют (и очевидно, намеренно) для работы по изысканию сложнейших горных трасс на Южном берегу Крыма. И моя хрупкая героиня, приехавшая из Парижа в легкомысленной шляпке и приталенном длинном платье от кутюрье, отправляется на полевые работы. Эта работа потребовала от нее невероятной физической и моральной выносливости.

Разбивка кривых, пикетаж, нивелировка, камеральные работы — Каневская не отстает от мужчин ни в чём. Она встает в начале четвёртого утра, а вечером, после преодоления десяти, а то и пятнадцати верст, до самой ночи проверяет расчеты. Совершенно очевидно, что Каневская работает более скрупулёзно и ответственно, чем «острословы» в брюках.

Охотниц последовать ее примеру в железнодорожном деле так и не нашлось. Госпожа Каневская так и осталась первой и единственной женщиной-инженером путей сообщения в Российской Империи. Но ее умное, изящных форм лицо бесконечно созерцают в учебнике истории.

Новелла четвертая.

С началом Первой мировой войны авторитет женщины на железной дороге вновь поднимается. Первые выпускницы женского политехнического института успешно защищают дипломные проекты по программе Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Им (а это единицы женского пола) прямая дорога на службу помощников начальников станций, дежурных по станциям, что не выше IV класса и разъездов - преимущественно на боковых линиях с небольшим движением. Остальные женщины, не познавшие высшее образование, вступают в ряды весовщиков, кондукторов пассажирских пригородных поездов, истопников вагонов, стрелочников, отметчиков вагонов, маркировщиков, пломбировщиков, мастеров в центральных и деповских мастерских.

Главным обстоятельством такого активного привлечения женщин для работы на железной дороге стала война и всеобщая мобилизация мужчин. На тот момент правительству казалось, что эта мера временная. Но все временное, как мы знаем, становится постоянным. Женский труд в последующем стал применяться в службе пути почти на всех работах: очистка от мусора, уборка в путь балласта, окопка травы, работа по погрузке и выгрузке и даже носильщик багажа (как странно звучит: женщина – носильщик багажа), за исключением наиболее ответственных и сопряжённых с большим физическим напряжением трудозатрат, например, смены шпал и рельсов. Хотя и в этом деле нет-нет, да и мелькало женское лицо.

В итоге численность трудящихся женщин от общей массы работающих и служащих на железной дороге увеличивается на одну треть.

После революции, свержения монархии и перехода к советской власти «женский вопрос» практически решен. Все больше женщин устраивается на железную дорогу. Увидеть женщину с бревном на плече или шпалой в руках совсем не редкость. А в тридцатые годы двадцатого столетия происходит резкое расширение круга женских обязанностей на железной дороге. Мужское население потребовалось для растущей армии, поэтому женщины опять начали осваивать сугубо мужские специальности. Бабы, ох, эти бабы! Они “насолили” не просто мужикам, но и всем лодырям…

Новелла пятая.

В ее семье практически все служили на чугунке. Поэтому ничего удивительного не было в том, что Зина Троицкая окончила с отличием фабрично-заводского школу и стала работать слесарем, что до неё позволялось только мужчинам. Но девушку всегда привлекала работа на паровозе.

Чего хочет женщина, того хочет Бог. И речь идет не о любви, как вы понимаете. С большим трудом Зине Троицкой удалось поступить на курсы помощников машиниста. После их окончания ее долго не брали на желанную должность. До тех пор, пока на ее пути не встретился пожилой машинист. Он посадил девушку на маневровый паровоз и научил вождению. Зиночка Троицкая все-таки добилась своего и стала водить не просто паровозы, а тяжеловесные составы. Через какое-то время ее призыв «Женщина – на паровоз!» услышали все в стране. Ее улыбка часто мелькала на страницах газет и журналов. Она стала очень популярной.

В своей мечте и упорстве Зина пошла дальше. Ее мечта о создании женской паровозной бригады осуществилась в 1937 году – на подъеме репрессий и голода. В состав необычной бригады машинистов вошли молодые женщины, такие же, как Зина. «Веселый скорый» - так называли управляемый ими поезд. Но работа девушек была далеко не веселой: им поручали самые ответственные дела по вождению составов.

Впоследствии героиню моей книги Зиночку Троицкую с бесконечно милой улыбкой на лице назначат начальником паровозного отделения Ленинской железной дороги. А потом в самые тяжелые для страны военные годы она станет руководить Московской окружной дорогой в звании генерал-директора 3-го ранга. Своим трудом и упорством она полностью развенчает расхожую фразу «не женское это дело».

Новелла шестая.

Война. Она никого не пощадила. На войне нет пола. Она сурово сравняла мужчин и женщин. И сразу посадила Елену Чухнюк на большегрузный поезд. Девушка повела эшелоны с оружием, боеприпасами и военной техникой к самой линии фронта. А потом на ее хрупкие плечи ложится колоссальная ответственность старшего машиниста паровозной колонны особого резерва. В ее подчинении две бригады. И вновь моя героиня, на этот раз Леночка Чухнюк, не боится ничего. Она с умом и ответственностью подходит к своей работе. И в самой середине войны под бомбежками и канонадами организует скоростное движение угольных маршрутов по Северо-Печорской железной дороге, сократив время доставки груза в три раза.

На своем скоростном поезде Елена Чухнюк «доехала» после войны до Министерства путей сообщения СССР, где впоследствии стала работать. Женщина - легенда. Ее именем назван дизель-поезд, курсирующий по маршруту «Гомель – Могилев». В возрасте 82 лет неугомонная Елена лично привела поезд на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы.

Анечка Жаркова. Тяжелые военные годы никого не оставят без ран – душевных или телесных. На ней тоже была отметина – ранило осколками снарядов в обе ноги. Но она была настолько сильна духом, что не оставила свою должность, которая имела тогда стратегическое значение.

Аня - старшая стрелочница на станции Алакуртти. Это рядом с финской границей. На хрупкой девушке лежит большая ответственность – ей нужно принимать поезда с боеприпасами, боевой техникой и людьми, переводить несколько стрелок по маршруту отправления эшелона, обеспечивать паровозу въезд-выезд из депо к поезду. Работа круглосуточная. Условия труда – нечеловеческие. Представьте только себе, девушка работает под открытым небом в любую погоду в Заполярье!

Ее станция не раз подвергается налетам немецкой авиации. Но Анна ни при каких обстоятельствах не покидает свой пост. Она во время бомбёжки обслуживает все одиннадцать подконтрольных ей стрелок, принимает и отправляет эшелоны с фронтовыми грузами.

После войны Анечка Жаркова будет работать начальником вокзала станции Кузнецк.

Новелла седьмая. Не заключительная.

Просто грандиозно, что один жест женской руки приводит в движение многотонный поезд. Это было очевидно невероятное тогда, в прошлом веке, когда женщины на каждом шагу совершали подвиги, это удивительно и сейчас. И неважно, кто и что об этом думает.

Знакомьтесь, еще одна героиня моего романа, наша современница - Юлия Юрова. Красивое женское лицо железной дороги 21 века. Юля помогает управлять электропоездом «Аэроэкспресс». Работа, как вы понимаете, не из легких. Мужчины смотрят на женщину в кабине машиниста скептически, как и в прошлом веке. Ну и что?! Девушка модельной внешности уверена, что обязательно сядет за правое крыло, то есть станет машинистом аэроэкспресса. И еще раз исторически докажет, что пришла работать в управление электропоездами наравне с мужчинами, как это делали ее великие предшественницы – комсомолки, активистки, красавицы. Те самые девушки и женщины, маленькие, но сильные, работающие сутками напролет, но уверенными шагами постигающие мужские профессии на железной дороге, которые наравне с мужчинами сводили счеты с войной. И при такой колоссальной нагрузке они еще были женами и мамами.

Кто-то сказал: у войны не женское лицо, а женщина на войне – это уже подвиг. У железной дороги не женское лицо. И у космоса тоже. А они воевали, строили, летали, и совершали подвиги, словно яркие звезды прорывали своим светом вселенную и прокладывали нам путь. И все ради нас. Чтобы мы жили счастливо и свободно, чтобы помнили, вглядываясь вот в такие фотографии в старом потертом журнале: звезды не гаснут.