Преподаватели УрГУПС об организации дистанционного обучения студентов из Китая.
Поступление в университет - всегда стресс. Добавим сюда переезд в другой город… А если в другую страну? Совершенно иной менталитет, языковой барьер – нагрузка увеличивается сразу в несколько раз. Поэтому преподаватель русского языка для иностранцев в университете – как классный руководитель в начальной школе. Проводник в мир знаний – с ним можно поделиться мыслями, переживаниями, и быть уверенным, что тебя поймут.
В УрГУПС обучается немало студентов из Китая, для которых переход на «удаленку» создал определенные трудности в обучении по программе обмена. Одними только лекциями в BlackBoard на парах русского языка не обойтись. О том, каково это – жить на два часовых пояса – рассказали преподаватели кафедры иностранного языка нашего университета.
Анна Дмитриевна Верисова
«В Китае вопрос о дистанционном обучении встал еще в феврале, а уже со второго марта мы начали работать в таком режиме. Изначально университет предлагал работать с платформой BlackBoard – точно такая же, как мы все привыкли, но на китайском языке - просто выкладывать туда лекции, видео-уроки. Если преподаватели технических дисциплин могут размещать материалы на сайте и раз в неделю проводить занятие-семинар, то касательно русского языка такой вариант совершенно не котировался. Тогда мы попросили организовать процесс именно в онлайн- формате. В обычном режиме мы часто общаемся со студентами с помощью мессенджера WeChat- аналогично нашему WhatsApp – практикуем русский, обсуждаем задания, иногда общаемся на отвлеченные темы. Теперь вся основная часть учебного процесса проходит именно на этой платформе.
С понедельника по пятницу у меня проходят занятия с ребятами по расписанию Китая. День теперь начинается в 5 утра, так как у моих студентов на тот момент уже 8.00 – самое время для начала первой пары. Я показываю ребятам презентации, материалы из учебников, видеоматериалы, предварительно даю задания. Каждый четверг также мы проводим и факультативное занятие по дополнительному учебнику – развиваем живую речь.
Сложнее всего было с первым курсом, ведь обучение проходит чистым аудированием, а иностранцы привыкли иногда читать по губам, распознавать жесты. Теперь им приходится «пробираться через дебри русского языка» по большей части самостоятельно. Второкурсники уже все-таки больше понимают и знают язык.
Все безусловно скучают по университетской жизни – учеба, обязательные спортивные мероприятия, внеучебная деятельность. С одной стороны, им сейчас всего этого остро не хватает, но при этом освобождается время для учебы. Соответственно, теперь я задаю больше. Что удивительно – они очень ответственно подходят к выполнению домашнего задания – ребята сдают все едва ли не в первый же день, а это, замечу, -14 упражнений и сочинение.
У студентов из Китая такой менталитет – они понимают, что так надо, и выполняют беспрекословно, не воспринимают это время как каникулы. Даже в реальные каникулы ребята были «за» факультативы и дополнительные задания. «Я не могу представить себе жизнь без уроков русского языка», - признаются некоторые студенты. Конечно, прознали особо хитрые ребята и про такие лайфхаки, как «ой, отключили свет», «не работает микрофон» - именно в тот момент, когда наступает их очередь отвечать.
Каждый месяц ребятам выставляют баллы. В Китае действительно существует прямая взаимосвязь: чем выше баллы, тем выше шанс на успешную карьеру и жизнь в целом. Поэтому китайские студенты в большинстве своем очень стремятся не сдавать позиции в рейтингах»
Юлия Мавлитовна Маликова, преподаватель ЧИПС УрГУПС
«Иностранным студентам, находясь в Китае, вдвойне сложно изучать специальные дисциплины, так как они не в полной мере владеют русским языком. Особенную трудность представляют технические термины. Однако хотелось бы отметить трудолюбие и ответственность большинства китайских ребят, их стремление к знаниям, несмотря на все трудности, которые им приходится испытывать. Студенты Пекинского объединенного университета всегда находят время в своем графике и охотно посещают любые онлайн-консультации преподавателя. Также замечу, что такой формат обучения требует сильной мотивации и заинтересованности в получении высшего образования со стороны студентов»
Ольга Видешкина