ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«ERASMUS+»: от Европы до УрГУПС

23.11.2020

Два года назад в Уральском государственном университете путей сообщения стартовал международный проект «ERASMUS+». Благодаря ему научное и академическое сотрудничество единственного транспортного вуза на Урале с международным сообществом расширилось и получило долгосрочную перспективу.

«ERASMUS+» – это программа Европейского союза, направленная на поддержку просветительской деятельности вузов, профессионального обучения молодежи. Ее перспективы – мобильность для студентов и преподавателей, партнёрство в раскрытии потенциала университетов, продвижение новых идей и развитие новых форм сотрудничества.

Главной особенностью данного проекта является интернационализация высшего образования. Уральский государственный университет путей сообщения много лет практикует международное сотрудничество, взаимодействует с зарубежными вузами по различным международным проектам для студентов, преподавателей и университета в целом. «ERASMUS+» способствует установлению новых контактов и открытию новых возможностей для успешного сотрудничества с высшими учебными заведениями за рубежом.

- Интернационализация образования, культура образования и наука – вот что может по-настоящему связывать людей, говорящих на разных языках, - рассказывает о важности такого сотрудничества проректор по международным связям Наталия Юрьевна Анашкина. - УрГУПС в ходе реализации международного проекта «ERASMUS+» обретает партнеров из Европы и Азии: из Германии, Испании, Польши, Казахстана и других стран. Укрепляется профессиональное сотрудничество между вузами внутри страны. Очень важна тема данного проекта – «Экономика, экология и инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта» (EEIHSR). Речь идет об инновациях в проектировании и строительстве ВСМ, цифровизации транспортно-логистической системы, ее финансовом управлении, безопасности, охране окружающей среды. Наша совместная цель с международными партнерами заключается в создании магистерской программы двух дипломов, приобретении большего опыта в области высокоскоростных железных дорог. И она реализуется в УрГУПС в полном объеме.

Сегодня в рамках международного проекта обучается 23 магистранта на 1-ом курсе и 25 магистрантов на 2-ом. В соответствии с условиями проекта «ERASMUS+» в учебный процесс транспортного вуза были интегрированы новые дисциплины. Три из них разработаны вузами-членами консорциума: «Теория транспортных систем, моделирование», «Экономика высокоскоростного железнодорожного транспорта», «Организация эксплуатации и управление движением поездов на высокоскоростных железнодорожных магистралях (в том числе вопросы безопасности).

- Реализация проектов организации высокоскоростного движения требует сегодня от нас новых подходов. Данные дисциплины как раз и позволяют нашим студентам посмотреть на высокоскоростное движение более широко. Например, «Теория транспортных систем, моделирование» - эта дисциплина на этапе обоснования строительства ВСМ играет ключевую роль. Для правильного понимания выбираемых приоритетов развития ВСМ, разработки и внедрения различных схем тарифообразования, проектирования и реализации механизмов сопряжения ВСМ с другими видами транспорта нашим магистрантам, обучающимся по специальности «Экономика, экология и инфраструктура ВСМ», необходимо на достаточно высоком уровне владеть математическим инструментарием моделирования. Именно этому посвящен курс «Теория транспортных систем, моделирование», - делится компетентным мнением Александр Валериевич Мартыненко, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Естественнонаучные дисциплины», преподаватель дисциплины «Теория транспортных систем, моделирование».

Таким образом, благодаря данным программам, у обучающихся формируется необходимый комплекс знаний в области организации и управления движением высокоскоростных поездов. Базовая часть программы обучения включает в себя 12 дисциплин, и они не только технические. Например, это еще и социальные коммуникации, психология, деловой иностранный язык. С целью распространении знаний по данной магистерской программе в университете проводятся курсы повышения квалификации.

- Курсы дают возможность сотрудникам компаний улучшить и расширить свои знания в области высокоскоростных железных дорог, что способствует повышению их компетентности, - делится практическим опытом директор Института заочного образования, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экономика транспорта", преподаватель дисциплины «Экономика высокоскоростного железнодорожного транспорта» Екатерина Владиславовна Конышева. - Содержание создается на основе модулей магистерской программы EEIHSR, новейших знаний в области высокоскоростной железной дороги и актуальных потребностей предприятия. Курсы повышения квалификации сотрудников транспортных компаний проходят дистанционно. Проводят их высокомотивированные преподаватели и эксперты, обладающие высокими профессиональными знаниями и многолетним практическим опытом.

Не только студенты и сотрудники компаний проходят обучение по данной программе. Административный и преподавательский состав тоже задействован в реализации проекта. Вот что об этом говорит доктор технических наук, заведующая кафедрой «Управление эксплуатационной работой» факультета управления процессами перевозок, преподаватель дисциплины «Организация эксплуатации и управление движением поездов на высокоскоростных железнодорожных магистралях» Елена Николаевна Тимухина:

- В нашем университете регулярно проводятся семинары и тренинги для административного и преподавательского состава. Особое внимание хотелось бы уделить платформе OPAL, которая позволила организовать подготовку персонала в онлайн-режиме. Курс «ERASMUS+» как для студентов, так и для преподавателей создан в информационно-образовательной среде университета на образовательной платформе Blackboard Learn. На курсе зарегистрировано более 200 человек - студенческое сообщество с 1 по 5 курс и преподаватели вуза. Занятия на платформе OPAL проходят на английском языке с последовательным переводом на русский язык. После прохождения итогового экзамена преподавателям будут выданы соответствующие сертификаты.

В рамках проекта предусмотрено развитие лабораторной базы университета. В связи с этим лабораторный фонд кафедры «Управление эксплуатационной работой» пополнен программно-тренажерным комплексом «Полигон высокоскоростного движения», который позволяет моделировать движение высокоскоростных поездов и реагировать на действия обучающихся, выполняющих функции поездных диспетчеров. Более того, данный комплекс дает возможность моделировать внештатные ситуации и отказы технических средств в режиме реального времени. Таким образом, у обучающихся формируются навыки действий при возникновении экстренных ситуаций на практике. Комплекс также собирает всю необходимую информацию, с помощью которой строит график исполненного движения с расчетом количественных и качественных показателей работы диспетчерских участков.

А это мнение магистра, непосредственного участника международного проекта Кирилла Ваколюка:

- Обучение по программе «ERASMUS+» - это интересный опыт. Часть занятий проводится на английском языке. Сначала кажется сложным, но потом втягиваешься в процесс общения, и все становится понятным. У такого обучения есть ряд преимуществ. Создаётся среда, в которой можно изучать и предмет, и профессиональный иностранный язык. Мы получаем международный опыт и актуальные знания. Это открывает возможность для трудоустройства за рубежом и делает нас конкурентоспособными специалистами.

Результатом реализации данного проекта станет книга “Скоростные технологии: опыт, проблемы, перспективы”, предназначенная для профессионального сообщества – участников программы «ERASMUS+». Книга будет включать в себя наиболее современные научные подходы в области высокоскоростного железнодорожного транспорта за счет объединения научного потенциала всех вузов консорциума. Первоначально предполагалось обратиться только к дисциплинам из учебного плана программы, отражающим специфику высокоскоростного железнодорожного транспорта. Однако в настоящее время принято решение добавить и разделы, необходимые для лучшего понимании системы высокоскоростного железнодорожного транспорта как комплекса. Например, особенности обслуживания пассажиров на ВСМ, вокзальных комплексов ВСМ. В результате книга станет учебным пособием для студентов и исследователей в области высокоскоростного транспорта.

17 ноября 2020 года в онлайн-режиме прошла Десятая сессия Советов координационного транспортного совещания государств – участников СНГ (КТС СНГ). В ней приняла участие проректор УрГУПС по международным связям Наталия Юрьевна Анашкина. Темой ее выступления стало научное и академическое сотрудничество УрГУПС в рамках проекта «ERASMUS +». Работа УрГУПС в рамках данного проекта была высоко оценена председателем Совета по образованию и науке, президентом РУТ Борисом Алексеевичем Лёвиным, отметившим лидирующую роль университета в данном направлении.

Мы очень рады, что интегрировались в данный процесс, потому что география вузов, вовлечённых в него, достаточно обширна, – поделилась информацией с коллегами Наталия Юрьевна Анашкина. - Нас объединяет насущная для всего евразийского транспортного сообщества идея высокоскоростных магистралей, в рамках осуществления которой есть объективная необходимость совершенствования системы подготовки отраслевых специалистов соответствующего уровня. Особенно приятно, что по данному вопросу произошла консолидация усилий коллективов академических университетов и профильных предприятий, а через них и правительственных организаций. На данный момент мы проанализировали нашу работу в проекте «ERASMUS +» и сделали вывод: данное направление имеет перспективу. Нам предстоит еще год глубоко заниматься темой инноваций в проектировании и строительстве высокоскоростных магистралей. За высокоскоростными магистралями, конечно, будущее, и со временем рынок труда станет требовать всё больше и больше подготовленных специалистов, которые будут работать на принципиально новой железной дороге. Работа в рамках проекта «ERASMUS +» продолжается.


Елена Красулина