ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Формула успеха УрГУПС

04.02.2021

В 2021 году УрГУПС отметит свое 65-летие. Сегодня это крупнейший современный многопрофильный центр образования, науки и практики, занимающий в образовательном пространстве Уральского федерального округа важнейшую позицию и ориентированный в первую очередь на кадровое обеспечение транспортной отрасли в крупнейшем промышленном регионе страны.

 Об основной миссии университета, образовательной и научной деятельности, инновациях, рейтингах, стартапах  мы поговорили с ректором УрГУПС А.Г. Галкиным. В конце января Александр Геннадьевич выступил на Ученом совете с докладом об итогах работы университета в 2020 году и основных направлениях деятельности на 2021 год.

- Александр Геннадьевич, видите ли Вы какую-то особую региональную специфику, которая свойственна УрГУПС?

- Если говорить о специфике Уральского региона, то это уникальное географическое пространство, которое является важным штрихом к портрету университета. В настоящее время УрГУПС представляет собой вертикально интегрированный образовательный комплекс, расположенный на территории пяти субъектов Российской Федерации. Подготовка специалистов ведется в Екатеринбурге (головной вуз, колледж железнодорожного транспорта УрГУПС, медицинский колледж УрГУПС), Перми (Пермский институт железнодорожного транспорта), Кургане (Курганский институт железнодорожного транспорта), Челябинске (Челябинский институт путей сообщения), в филиалах вуза в Тюмени, Нижнем Тагиле, Златоусте. В нашем университетском комплексе реализуется многоуровневая система непрерывного образования.

Современный образовательный потенциал УрГУПС велик. В настоящее время здесь обучается около 18 тысяч студентов. В состав головного вуза входят 6 факультетов, 21 кафедра. Здесь работает около 900 высококвалифицированных преподавателей –  профессоров, докторов наук, кандидатов наук. На базе университета создано и работает 110 лабораторий, учебных мастерских, компьютерных классов.

- В чем заключается основная миссия современного УрГУПС?

- Образовательный ландшафт университета за всю его историю, конечно, изменился. УрГУПС был создан по принципам единства образования и науки. Но, сохраняя многолетние традиции, мы развиваем новейшие тренды в области образования, науки и инноваций, тем самым обеспечиваем прочную базу для формирования кадрового потенциала транспортной отрасли.

Сегодня вуз формирует социальную реальность, являясь лидером по трудоустройству не только в регионе, но и в стране. Об этом свидетельствует объективная статистика в различных рейтингах. Например, по оценке Минобрнауки УрГУПС вошел в десятку лучших российских вузов по трудоустройству. О высокой востребованности наших студентов свидетельствует мониторинг выпускников российских вузов, проведенный по заказу Пенсионного фонда страны в 2020 году, где университет занял пятое место среди вузов страны, трудоустройство выпускников которых достигает 100 процентов.

УрГУПС напрямую влияет на перспективы и профессиональное будущее своих студентов, принимает активное участие в судьбе выпускников. Будущие специалисты имеют широкие возможности получения в процессе учебы практических навыков и умений, проходят подготовку на базовых кафедрах, организованных вузом совместно с предприятиями. В УрГУПС сохранена процедура содействия трудоустройству, благодаря которой выпускники (вне зависимости от основы обучения – платно или бюджет) заканчивают вуз уже трудоустроенными, а многие еще во время обучения находят работу по специальности.

- Если говорить об УрГУПС как о площадке важных событий, то какие следует выделить события минувшего года?

-Университет успешно прошел профессионально-общественную аккредитацию основных образовательных программ, что является подтверждением качества реализуемых образовательных программ, их соответствия требованиям профессиональных стандартов, высокого уровня подготовки наших выпускников.

Приемная кампания 2020 года проходила в условиях пандемии коронавирусной инфекции, она оказалась сложной для всех вузов, в том числе для университетского комплекса УрГУПС, и для самих поступающих. Но были и положительные моменты. В минувшем году вуз гибко среагировал на стремительное развитие информационных и цифровых технологий и открыл сразу девять новых специализаций и профилей: «Интеллектуальные BIM-технологии», «Информационные технологии на транспорте», «Современные компьютерные технологии в строительстве», «Системы искусственного интеллекта», «Цифровой транспорт и логистика» и т.д.

Как следствие – 100-процентное выполнение контрольных цифр приема по всем программам и формам обучения, план приема на целевое обучение ОАО «РЖД» выполнен на 102 процента.

В этом году для проведения приемной кампании университет полностью перешел на информационные системы. Дистанционный характер приемной кампании также расширил географию поступивших. В 2020 году в наш университет были зачислены абитуриенты из 44 субъектов РФ.

Цифровой подход прослеживается в университете буквально во всем. Так, функционирует электронно-образовательная среда Blackboard Learn, внедрена система электронного документооборота, функционирует автоматизированная система управления финансами и ресурсами, использования электронных персонифицированных пластиковых карт, электронных зачетных книжек и студенческих билетов, и другие современные методы.

- 2021 год объявлен годом науки и технологий. С какими достижениями в него «входит» университет?

- Сегодня в «портфеле» УрГУПС десятки проектов (стартапов), где есть оптимальное сочетание роли студента, учёного, предпринимателя.  Мы создали условия для тех, кто имеет желание расти в инновационной сфере, рождать новые технические и технологические решения.  Принимаем активное участие в реализации отраслевых программ развития транспортного комплекса Российской Федерации и Уральского федерального округа, представляя свои предложения и разработки по инновационным научно-исследовательским проектам высокоскоростного движения, оптимизации структуры транспортных сетей и транспортных услуг. Наука вуза активно включилась в новый процесс технико-технологических решений Северного широтного хода. На базе вуза также работает современный научно-образовательный центр для совершенствования подготовки специалистов, проведения научных исследований и выполнения разработок в области железнодорожной техники.

Университет успешно сотрудничает с Институтом экономики УрО РАН, а также с другими ведущими научно-исследовательскими институтами и предприятиями, научными сообществами, в том числе и за рубежом. Только в прошлом году по результатам научных исследований в вузе защищено девять кандидатских диссертаций, опубликованы 863 научные работы в рецензируемых изданиях и 52 статьи в журналах, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования Web of Science или Scopus, получено 15 патентов на изобретения и 17 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.

В связи с инновационными процессами в экономике транспорта в УрГУПС создана современная научная лаборатория BIM-технологий для внедрения их в образовательный процесс. Данная лаборатория предполагает развитие научной мысли у студентов.  Здесь они получают новые компетенции в области всестороннего моделирования и проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры, развития цифровых инноваций для железнодорожного транспорта.

Наука в УрГУПС интернациональная. Транспортный вуз стремится быть представленным в международном пространстве и делает это успешно. На текущий период заключено порядка 40 международных договоров о сотрудничестве с университетами Европы, Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Наше участие в международных проектах с каждым годом растет, как и число иностранных студентов - в университетском комплексе обучается 452 иностранных студента.

Наша ключевая задача — переход к модели цифрового университета, являющегося социально ответственным драйвером развития общества. Эта задача обусловлена тем, что мир стремительно меняется, перед образованием и наукой стоят новые глобальные вызовы, требующие нестандартных подходов. Все процессы ускоряются, и университет не может оставаться на позициях классического консервативного вуза.

- Как университет реализует программу взаимодействия ОАО «РЖД»?

- Благодаря поддержке ОАО «РЖД» в 2020 году введены в эксплуатацию новая брендированная лекционная аудитория и коворкинг-зона. Это комфортное современное пространство, где студенты смогут готовиться к занятиям, организовывать деловые встречи, мастер-классы, презентации. Получены и смонтированы в головном вузе и филиалах тренажерные комплексы для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» и «Организация перевозок и управление на транспорте». В 2021 году ожидается поставка тренажерных комплексов по специальностям «Подвижной состав железных дорог» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

В 2020 году утверждена дополнительная профессиональная программа обучения по технологии «Авторский класс». Программа предназначена для дополнительной подготовки студентов старших курсов специальностей высшего образования «Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». По этим специальностям заключены договоры со СвЖД на целевую подготовку.

- Александр Геннадьевич, какими Вы видите образовательные перспективы вуза в 2021 году?

- В 2021 году планируем получить профессионально-общественную аккредитацию еще по 28 образовательным программам СПО, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. При этом все без исключения образовательные программы университетского комплекса будут на 100 процентов аккредитованы.

В год науки и инноваций перед нами стоит задача приобщать талантливую молодежь к инновационным знаниям, прикладным исследованиям, использованию новых технических возможностей, которые открывают сегодня актуальные направления подготовки. Формирование профессионального и человеческого капитала - это очень важная и емкая формула, через которую наш университет реализует один из главных своих принципов и открывает новые возможности и перспективы для всех, кто стал частью большой транспортной семьи.


Елена Красулина