ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Истоки. Рождение УрГУПС

04.02.2021

В 2021 году Уральский государственный университет путей сообщения отпразднует 65 лет со дня основания. Это солидный возраст, позволяющий оценить масштабы деятельности вуза. За годы своей славной истории УрГУПС подготовил целую плеяду выпускников, ставших выдающимися руководителями промышленных гигантов, крупными государственными деятелями, знаменитыми учеными, профессионалами своего дела, чей каждодневный труд вносит существенную лепту в историю вуза.

УрГУПС стал первым вузом на Урале, где начали готовить инженеров железнодорожного транспорта, владеющих математическими методами и моделями, а также электронной техникой.

Давайте познакомимся с историей родного университета и узнаем о  людях, которые за ней стоят.

***

После окончания Великой Отечественной войны, когда страна восстановила народное хозяйство, значительно возросло значение железнодорожных перевозок, началась коренная техническая реконструкция железных дорог России.

В 1956 году советское правительство принимает генеральный план электрификации железных дорог, по которому намечалось к 1970 году электрифицировать 40 тысяч километров путей. Вопрос о профильном вузе, о подготовке инженерных кадров для железных дорог Урала и Сибири остро встал на повестку дня. Для обслуживания новой техники нужны были инженеры.

Торжественное открытие УЭМИИТ состоялось 17 ноября 1956 года. В начале своего пути вуз разместился в здании на улице Якова Свердлова, 11а. Именно сюда пришли поступать первые абитуриенты.

На 225 мест было подано 638 заявлений, к экзаменам комиссия допустила 416 человек. Всего в институт было зачислено 228 абитуриентов, в том числе 93 медалиста на специальности «Электрификация железнодорожного транспорта», «Подвижной состав и тяговое хозяйство», «Автоматика, телемеханика и связь». На основе этих специальностей затем были созданы два первых факультета: электромеханический и электротехнический.

Первым ректором, встретившим первых студентов, стал Иван Васильевич Уткин, которому в 2020 году исполнилось 115 лет со дня рождения (в УЭМИИТ работал 18 лет: с 1956 по 1974 гг.). Человек неординарный, талантливый, мудрый, участник Великой Отечественной войны.

Вот что Иван Васильевич говорил о первом наборе в новый вуз:

«Составом поступающих мы довольны. Среди них много производственников, а также учащихся, отлично окончивших транспортные техникумы. Многие – потомственные железнодорожники, а ведь это для нас очень важно!»(«Гудок», 1956 г.).

Первым проректором транспортного вуза стал Александр Михайлович Дядьков. Кандидат технических наук, доцент - он внес большой вклад в дело становления института, в организацию учебной, методической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Проработал в вузе 27 лет.

Стартовый год жизни института был насыщенным и для преподавателей, и студентов. Они просто семимильными шагами и с большим желанием двигались навстречу техническому прогрессу, стремясь освоить новые для того периода направления.

«В Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта: … «светом озаряется экран телевизионного приемника. На нем появляется изображение станционных путей, вспыхивают красные и зеленые огоньки светофоров. Так будет работать телевизионная установка для обозрения подъездных путей. Ее решили сделать для станции Свердловск-сортировочный радиолюбители института, которые недавно организовали радиотехнический кружок. Кроме того, студенты-радиолюбители предполагают смонтировать осциллограф для установки на электровозе» («Путевка», 1957 год).

В 1957 году открылся вечерний факультет. В 1958 году были созданы два базовых факультета - электромеханический и электротехнический факультеты, а в 1959 году - заочный. Остальные факультеты появятся позднее, когда в 1964 году институт переместится в новое здание, расположенное на живописном берегу городского водоема в районе Генеральских дач.

***

«У вуза замечательное будущее.  Наш институт один из самых молодых вузов города. У него хорошие перспективы роста и развития. Пройдет немного времени, и студенты УЭМИИТ получат прекрасное здание, оборудованное лабораториями – кабинетами для теоретических и практических занятий», - говорил ректор В. И. Уткин в 1958 году о предстоящем строительстве УЭМИИТ.

Тогда было очень сложно создавать новую учебно-материальную базу и параллельно осуществлять подготовку специалистов. Приходилось прибегать к помощи партии – направляющей силе того периода. Всякое промедление в этом деле, по мнению первого ректора, наносило существенный ущерб качеству подготовки высококвалифицированных инженеров.

Несмотря на все трудности со строительством нового образовательного комплекса, за пять лет в институте было создано около 50-ти хорошо оснащенных лабораторий и кабинетов. На кафедре энергоснабжения электрических железных дорог действовало семь специальных лабораторий. Одной из первых была создана лаборатория техники высоких напряжений. Коллективы кафедр развернули активную научно-исследовательскую работу по тематике, непосредственно отвечающей задачам технического прогресса на железнодорожном транспорте. Иван Васильевич Уткин, на плечах которого была большая ответственность не только за действующий молодой вуз, но и за строительство нового комплекса, успевал сам преподавать и принимал экзамены у студентов. В вузе одна за другой проходили научно-технические конференции. Наука становится неотъемлемой частью института. Если сравнить его с одним живым организмом, то наука – это легкие вуза, которыми он дышит на протяжении 65 лет.

Инженеры первого 1961 года выпуска защитили дипломные проекты на «отлично». Профессоры и преподаватели за такую высококвалифицированную подготовку специалистов награждались именными часами. Результат был закономерным. И. В. Уткин сам лично посещал предприятия железной дороги с целью трудового воспитания студентов. Там, на месте, работники института совместно с работниками предприятий организовывали для молодежи подготовительные курсы. Связь вуза с производством, заложенная на истоках рождения и развития УЭМИИТ, будет крепка на протяжении всей истории вуза. За институтом закрепится, как принято сейчас говорить, устойчивый бренд кузницы специалистов транспорта.

В 1963 году в институте состоялось открытие нового факультета промышленной автоматики. А лаборатория кафедры физики пополнилась новым оборудованием по многим разделам современной физики. Новая счетно-вычислительная машина «Урал-2» в следующем году стала прекрасным подарком для студентов-железнодорожников.

В УЭМИИТ стали активно приходить учиться инженеры и техники Свердловского управления дороги без отрыва от производства на общественном факультете повышения квалификации. Такая система обучения получила распространение на железной дороге в начале 60-х годов прошлого столетия и закрепилась за вузом по сегодняшний день.

Заслуга первого ректора И.В. Уткина в выборе места расположения вуза неоценима. Он был не просто идейным вдохновителем, а умел отстоять свои идеи и успешно воплотить их в жизнь. Иван Васильевич добился выделения участка для строительства институтского городка в одном из красивейших мест Свердловска – на полуострове городского пруда.

«Близится вечер. В воздухе закружились пушистые легкие снежинки. Они ложатся на плечи словно из-под земли вырастающих зданий на большом пустыре, на котором вскоре вырастет студенческий городок», – писали в газете «Путевка».

16 ноября 1964 года открылись двери первой очереди главного учебного корпуса. В просторные аудитории, лаборатории и кабинеты корпуса вселились общеобразовательные, а также все кафедры электромеханического факультета. В честь открытия нового здания института состоялся   многолюдный   митинг.   Проректор   А. М. Дядьков разрезал традиционную ленточку, и студенты разошлись по новым аудиториям. 

Продолжение следует.


Елена Красулина