ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

ЕС – УрГУПС – Казахстан – транзит по ВСМ

09.04.2019

Наш университет в числе трех российских вузов войдет в программу подготовки специалистов в области высокоскоростных магистралей (ВСМ) в рамках программы «Эразмус +». Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель проектного офиса для международных программ, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Игорь Павлович Киселев. И добавил, что обучение специалистов в области высокоскоростных магистралей оплатит Евросоюз.

Всего в проекте участвуют девять вузов. Это три университета из России (ПГУПС, УрГУПС и ДвГУПС), три вуза из Евросоюза (Дрезденский политехнический университет, Экономический университет в Катовице и Мадридский политехнический университет), а также три вуза из Казахстана.

Цель программы, работа над которой началась в ноябре прошлого года, – создание системы двухлетней подготовки магистров в области высокоскоростных железных дорог. Обучение студентов будет проводиться на английском языке.

Мы побеседовали с доцентом кафедры «Мировая экономика и логистика» Мариной Аркадьевной Журавской, которая не понаслышке знает об этом проекте, и вот, что она рассказала.

В 2018 году мы выиграли заявку «Экономика, экология, инфраструктура высокоскоростного транспорта» по программе «Эразмус +» (это новый виток развития международных проектов, наследник «Темпус»). Эта программа значительно расширит возможности нашего вуза и в области образования, и в науке, и в международной сфере.

Основная сложность в том, что в России нет общепринятого стандарта организации магистратуры на иностранном языке и законодательно утвержденной системы получения двойных дипломов. Сейчас наша основная задача – разработка модулей на английском языке. Встал вопрос, на базе какой магистратуры УрГУПС можно организовать это обучение. Мы провели анализ магистерских программ с руководителем учебно-методического отдела Еленой Николаевной Морозовой и выявили, что базовая часть, которая будет реализовываться в техническом университете Дрездена, подходит под любую нашу магистерскую программу. Поэтому проректор по научной работе Сергей Валентинович Бушуев предложил провести конкурсный отбор среди кафедр УрГУПС, где есть магистерские программы. Кто из руководителей проявит больше интереса, у кого больше потенциал, лучшие возможности, тот и продолжит развивать это направление. Магистратура по ВСМ обеспечит нашему университету приток учащихся, особенно если будут выделены бюджетные места, а у студентов будет прекрасный шанс поучиться «за рубежом», не покидая стен родного вуза.

В марте 2019 года представители вузов-участников из России и Казахстана познакомились с работой европейских вузов-партнеров. От УрГУПС в состав делегации вошли декан электромеханического факультета Игорь Станиславович Цихалевский, директор департамента международных связей Евгения Сергеевна Шилкова и инициатор проекта, доцент кафедры МЭиЛ Марина Аркадьевна Журавская. Работа европейских коллег по-настоящему впечатлила. Например, польские коллеги (Университет экономики в г. Катовице) удивили реализацией идеи межвузовской библиотеки, включающей в себя как классическое хранилище книг, так и новейшие технологии хранения и использования библиотечных ресурсов. Когда несколько вузов кооперируются и создают единую библиотечную систему, это позволяет, с одной стороны, значительно расширять библиотечный диапазон, а с другой – минимизировать финансовые ресурсы каждого вуза.

В институте транспорта Технического университета Дрездена белую зависть вызвала лаборатория организации движения поездов: модели обычных и высокоскоростных поездов движутся по огромному кольцу на нескольких уровнях через транспортно-пересадочные узлы. Все это напоминает макеты нашего студенческого коллектива «Левша», только намного масштабнее.

Коллеги из Испании создали великолепные национальные лаборатории, где проходят исследования мирового уровня. Студенты Технического университета Мадрида, конечно, не имеют возможности попасть на серьезные испытания, а вот аспиранты, докторанты и магистранты могут не только наблюдать за ними, но и пользоваться результатами экспериментов для написания своих статей и диссертаций.

В Мадриде для нас была также организована экскурсия в компанию «Талго» (Talgo) – это один из ведущих мировых железнодорожных производителей. Их главное преимущество – уникальная технология автоматического перехода на колею другой ширины, в том числе и для подвижного состава ВСМ.

Мартовская поездка была очень насыщенной и напряженной, но атмосфера царила доброжелательная. Говоря о дальнейших планах, необходимо сказать, что в сентябре этого года коллеги из вузов ЕС и Казахстана будут знакомиться с российскими вузами-участниками. Начнется знакомство с Хабаровска – ДвГУПС, затем мы с вами будем встречать их на Урале, в нашем университете, и завершится российская поездка в городе Санкт-Петербург в СПГУПС. У наших ученых и преподавателей будет прекрасная возможность пообщаться с зарубежными коллегами, обменяться опытом, внести свои предложения. Всех заинтересованных приглашаем к сотрудничеству.


Татьяна РУБЦОВА


К сведению

В России ширина рельсовой колеи – 1520 мм, в Испании – 1668 мм, а в остальной Европе – 1435 мм. В таких условиях довольно проблематично организовать сквозной высокоскоростной путь через весь континент: Подвижной состав Talgo, оснащенный уникальной системой раздвижных колесных пар, обеспечивает безостановочное движение поездов по железным дорогам с различной шириной колеи и, как следствие, значительную экономию времени в пути за счет быстрого прохождения стыковочных станций без нарушения комфорта пассажиров.

Кстати

ВСМ позволяют развивать скорость поездов от 320-350 км/ч и выше. В России высокоскоростное движение поездов осуществляется на обычных путях, лишь частично модернизированных для соответствия новым скоростям – 200-250 км/час. На сайте ОАО «РЖД» указаны перспективные проекты строительства ВСМ: Москва – Казань – Екатеринбург; Москва – Санкт-Петербург; Москва – Ростов-на-Дону – Адлер. Однако пока строительство ВСМ находится на уровне обсуждения.