ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«-Вы поедете в Италию? - Мы полетим!»

04.07.2019

Собрать настоящий гоночный болид или лодку, которая работает на солнечных батареях? Без проблем! Для молодых инженеров из технической лаборатории фаблаб УрГУПС это не так уж сложно. По крайней мере, на первый взгляд кажется, что несложно заниматься проектированием автомобилей по строгому регламенту, который приближен к регламенту «Формулы-1». Но как на самом деле обстоят дела и какова «кухня» создания настоящего гоночного болида, рассказывают Никита Митин и Марина Михайловская, которым через две недели предстоит отправиться на серьезные международные соревнования в Италию. Да, да, девушка занимает не последнее место в студенческой команде инженеров.

Сегодня костяк фаблаб составляют более 30 студентов – от второго курса и старше. Каждому участнику команды отводится своя роль - механики, инженеры, проектировщики. Каждый год они готовят новый гоночный автомобиль, с которым едут на международные научно-технические соревнования в Италию, где испытывают машину на устойчивость, ускорение и маневренность. И каждый год ребята с честью выдерживают спортивные испытания. А еще студенческий болид прошел тест драйв у автоэксперта Александра Морозова – ведущего АвтоNEWS-АТН, привел его в восторг и получил оценку 5.

В этом году на счету молодых инженеров из ФабЛаб УрГУПС седьмой болид. Он существенно отличается от своих предшественников не только начинкой, но и зримо.

- В новом болиде у нас больше автоматики. В прошлом году использовалось сцепление на электроприводе. И оно у нас на соревнованиях благополучно сгорело. Пришлось ставить ручное переключение передачи и заканчивать гонку. В этом же году мы проявили творчество и поставили пневматическое сцепление. На наш взгляд, оно надежнее и усиливает скорость. Потому что пневматика – это более сложный в управлении механизм. Сейчас все работает хорошо. И если мы главную гонку в Италии преодолеем на пневматике – это будет наше личное достижение, - увлеченно рассказывает о рабочем процессе Никита.

Хрупкая и всегда улыбающаяся Марина продолжила тему со знанием дела:

- Еще у нас была одна проблема в прошлом году – очень долго снимали кузов. Механикам на соревнованиях приходилось повозиться, чтобы его снять. Сейчас мы поменяли болты на быстросъемы. Достаточно нажать кнопку - и болт свободен. Кузов снимается для техинспекции. Перед соревнованиями техинспекция рассматривает все наши инженерные решения, которые под кузовом. Поменяли внешний вид машины, заменив понтоны и задник. Теперь он стал более завершенный, целостный. Есть изменения в подвеске. Рамы доработали. Использовали другие трубы с лучшими характеристиками. Самое сложное – это пройти техинспекцию.

Чувствуете, как на языке техники разговаривает студентка второго курса? Именно Марина, имеющая в школе хорошие оценки по математике и физике, делает все расчеты. Именно ей вполне по плечу создавать машину и быть главной по карбону (странно звучит, правда?).

Но новоиспеченная машина подбросила ребятам новый огорчительный сюрприз. Две недели назад, когда они обкатывали ее, пробило двигатель. Машину пришлось практически полностью разобрать, оперативно устранить поломку и восстановить двигатель до рабочего состояния.

- При таком раскладе есть шансы прийти к финишу и с хорошим результатом?

- Конечно, есть, - с энтузиазмом говорит Никита. - Перед нами стоит задача не просто доехать на хорошей скорости. Этого мало. Судьи смотрят энергоэффективность машины, ее комплектующие. В автоспорте не принято вводить много нового. Опыт прошлых лет играет большую роль. Поэтому все, что новое – это работа над ошибками, доработка, улучшение. Для чего это делаем? Чтобы машина была надежной и не подвела на соревнованиях. Процентов 30 команд не выходят на соревнования по причине поломок машин. И процентов 20 только доходят до финиша. Поэтому мы в первую очередь уделяем внимание надежности.

И Никита, и Марина настолько увлечены инженерным процессом, что уделяют ему очень много времени. Не в ущерб учебе, конечно.

- Мы практически здесь живем. Интересно. Проект дает возможности получать знания, а потом применять их на практике. На наш взгляд – это очень круто!

С приходом в фаблаб у ребят многое изменилось. Никита пришел в техническую лабораторию на втором курсе. Разбирал, изучал, проверял. Багаж знаний пополнился. Обрел опыт работы в команде. Над проектом трудится много ребят, бригад, каждая из которых выполняет свое дело, но при этом работает на одно – общее. Работа в команде Никите нелегко давалась, потому что человек закрытый. Преодолел препятствие. А главное, договорился с машиной.

Хрупкая Марина считает, что девушке вполне по плечу конструировать автомобиль. Главное захотеть. Что для этого нужно? Терпение и напор. Когда не получается что-то, приходит раздражение. Надо взять себя в руки и продолжить работу. Марина трепетно относится к делу, особенно к карбону. Ведь это же творчество!

Бессрочная работа в фаблабе уже повлияла на дальнейшую судьбу этих студентов. Ведь, по сути - это маленькое предприятие, где ребята обкатывают свои технические идеи и находки. Потом с этими способностями - быть целеустремленными, увлеченными, уверенными в себе они с пониманием дела могут смело шагать в большую профессиональную жизнь. Когда они будет выпускаться, у них уже будет портфолио.

Кстати, серьезные работодатели это хорошо понимают и внимательно наблюдают за тем, что делают студенты УрГУПС. И могут предложить хорошую перспективную работу будущим профессионалам – технарям. Что собственно недавно и произошло.

Но у студентов из фаблаба пока только одна главная для них задача: за две недели собрать машину, протестировать все ее механизмы и отправиться 16 июля в Италию. Если пройдут на соревнованиях техническую инспекцию – это уже будет победа. Но хочется, как вы понимаете, большего. Пожелаем команде УрГУПС удачи!


Елена Красулина