ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Научный фундамент для практики

21.10.2019

Уральский государственный университет путей сообщения посетили сотрудники такого же ведомственного вуза Санкт-Петербурга. Коллеги рассмотрели перспективные направления для развития научно-производственного взаимодействия в сфере автоматики и телемеханики.

Уральский и Петербургский университеты связывает давнее сотрудничество. На этот раз в Екатеринбурге побывали руководители «Центра компьютерных железнодорожных технологий» (ЦКЖТ) ПГУПС, учёные Александр Никитин и Олег Наседкин. Здесь родились все устройства семейства МПК. Это электрическая централизация на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров. ЦКЖТ с июля 2001 года является головной организацией научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» (НИЛ «КСА») УрГУПС. С тех пор они занимаются совместными разработками для сети ОАО «РЖД», промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, и метрополитенов.

Гости получили представление о материально-техническом потенциале лаборатории и выпускающей кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» УрГУПС. Они по достоинству оценили нынешний уровень ресурсов. Для их максимального задействования коллеги планируют заняться совместными с предприятиями Уральского федерального округа разработками в области автоматики и телемеханики. Такой подход может стать точкой соприкосновения производственного и учебного процессов.

Конкретные направления разработок партнёры обсудили на совещании, к участию в котором пригласили и аспирантов. Старшие коллеги обозначили перечень задач, которые требуют первостепенного внимания. Актуальна тема диагностики устройств сигнализации, централизации и блокировки. Под неё, например, нужны алгоритмы обработки информации, в том числе первичной. Эксплуатация нуждается в способах выявления предотказных состояний – на основе анализа временных рядов, в динамике изменения величин или же иных решений, которые позволят принять превентивные меры до перехода устройств сигнализации, централизации и блокировки в защитное состояние, чреватое задержками в движении поездов. Хозяйствам перевозок, автоматики и телемеханики необходимы сведения о влиянии отказов устройств на пропускную способность участков, узких местах и элементах инфраструктуры, подлежащих резервированию. На повестке дня и удалённое управление напольными объектами посредством оптоволоконных линий связи и альтернативные способы определения местоположения подвижной единицы. Это позволит уйти от тысяч километров различных кабелей, избавит от проблем с их порывами, влияния грозовых перенапряжений, бросков тягового тока, защитит от искажений от помех.

– Любые практические действия всегда должны подкрепляться научным фундаментом, – рассказал заведующий НИЛ «КСА» Константин Гундырев. – Аспирантам полезно знать, в каких направлениях двигаться. Мы постарались подсказать им, на чьи труды обратить внимание. Они сообщили, чем сегодня занимаются. И безусловно, надо нацеливаться на достижение практического результата, который будет апробирован и принесёт реальную пользу отрасли. И наша лаборатория дала свои предложения по новым совместным проектам.


Евгений Невольниченко
«Уральская магистраль»