Обеспечение наглядности процесса управления движением поездов в стенах университета – задача не из легких. К ее успешному решению пришли преподаватели кафедры «Управление эксплуатационной работой». Совместными усилиями ученые спроектировали физическую модель железнодорожного полигона в масштабе 1:87.
Физическая модель лаборатории «Микропроцессорное управление движением на полигоне» включает в себя восемь станций, работу которых контролирует дежурный. Станции поровну разделены на два диспетчерских участка, подконтрольных поездным диспетчерам.
Рабочие места студентов оборудованы телефонными средствами связи, аппаратом управления на базе персонального компьютера и поездной документацией. Все, как у настоящих работников службы движения.
Основным достоинством лаборатории является наглядность работы перегонных и станционных сигналов, а также процесса управления движением поездов. Все действия студентов визуализируются на физической модели, облегчая процесс обучения, а на аппарате управления отслеживается текущее состояние инфраструктуры. Физическая модель и аппараты управления связаны между собой посредством программного обеспечения.
«В лаборатории реализован принцип микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ). Эта система позволяет отказаться от использования реле благодаря реализации алгоритмов на компьютерном уровне и осуществлять увязки с устройствами ПАБ, АБ, а также интегрировать современные системы интервального регулирования. Студенты, изучив МПЦ в лаборатории УрГУПС, будут на 100% готовы к соответствующей трудовой деятельности – дежурными по станции или диспетчерами», - рассказывает ассистент кафедры «УЭР» Кощеев Антон Алексеевич.
Большая часть перегонов оборудована полуавтоматической автоблокировкой (ПАБ). На физической модели реализованы принципы двухпутной и однопутной ПАБ. Железнодорожные станции имеют различную инфраструктуру и путевое развитие. Это сделано для понимания студентами особенностей каждого типа станций и порядка смены сигналов на них. Кроме того, в лаборатории предусмотрена возможность оценки работы дежурных по станциям и диспетчеров в нормальных условиях функционирования, а также при возникновении нештатных ситуаций: потеря контроля стрелки, ложная занятость и свободность пути, ложная занятость стрелочного изолированного участка.
Физическая модель оснащена всеми ресурсами для организации высокоскоростного движения за счет варьирования скоростями пассажирских и грузовых поездов на полигоне. Студенты УрГУПС уже с занятий в лаборатории познают тонкости этого направления в части организации движения.
«В планах кафедры «УЭР» объединение двух лабораторий в один большой полигон», - поделился Антон Алексеевич.
С устройством и возможностями лаборатории обязательно знакомят гостей университета. Свои способности в организации движения поездов попробовали студенты МТУ УрГУПС и участники марафона «Охотники за зачетками».
В УрГУПС создаются все условия для квалифицированной подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Постоянное расширение материально-технической базы, разработка, внедрение учебных тренажеров и макетов, модернизация лабораторий – одно из приоритетных направлений УрГУПС в поддержании качества обучения на высоком уровне.
Юлия Спиридонова