ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Проблемы профильного образования глазами читателя

14.11.2014

Ветеран железной дороги Вадим Новиков не остался равнодушным к материалу, в котором на примере Челябинского института путей сообщения говорилось о дефиците профессиональных навыков у выпуск­ников профильных учебных заведений. Активный читатель передал в редакцию собственный комментарий, где попытался разобраться в причинах данной проблемы и подготовил ряд вопросов к руководству института.

По замыслу Новикова, обсуждение должно проходить за «круглым столом». Данный вариант устраивал и его оппонента в лице директора ЧИПС Константина Рыбалченко. Но, несмотря на взаимный интерес и желание разобраться в проблеме, их личная встреча не состоялась: обе стороны согласились вести диалог на страницах нашего издания.

В первую очередь Вадим Алексеевич обратил внимание на сотрудников вуза, которые руководят подготовкой будущих железнодорожников, но не имеют опыта работы на предприятиях магистрали. Действительно, страница директора на сайте института сообщает о том, что он окончил агроинженерный вуз, а затем прошёл переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление». Но мало кто знает, что год назад Рыбалченко успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Профилактика производственного травматизма». Изучением данного вопроса он занимался более 10 лет, с того момента, как проходил стажировку в структуре ЮУЖД. Ещё более долгим оказался путь к руководящей должности: чтобы из ассистента преподавателя превратиться в директора, потребовалось 17 лет, поэтому в своей компетенции он не сомневается.

Высокие требования директор также предъявляет к подчинённым. Согласно федеральному образовательному стандарту практическим обучением студентов занимаются преподаватели специальных дисциплин, у которых есть высшее профильное образование. Если на такое требование закрыть глаза, у образовательного учреждения могут отобрать лицензию. В пример директор приводит руководителя производственной практики на отделении «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» Ирину Глызину, много лет отработавшую на предприятиях ЮУЖД. Для тех, кто не входит в преподавательский состав, действует правило: можно стать сотрудником института без опыта работы в отрасли, но быть специалистом в своей области необходимо.

Искать ответ на вопрос ветерана «Почему будущие энергетики пилят крючки?» руководитель советует в официальных документах. Перечень дисциплин, которые включены в учебный план для студентов той или иной специальности, определён государственным образовательным стандартом. В нём указано и то, чему студенты должны научиться во время практических занятий и на каком оборудовании. Директор института подчеркнул, что в стенах вуза может использоваться физически изношенная техника, но морально устаревшая – никогда.

– Если на железной дороге отказываются от какой-то технологии, то мы вынуждены переоборудовать соответствующую лабораторию, – сообщил руководитель. – Поэтому с мнением, что образование отстаёт от реального производства, я не согласен.

В подтверждение своих слов Константин Рыбалченко предъявил утверждённый план закупок. В скором времени студенты смогут приступить к занятиям с использованием новых роботов-тренажёров, стенд-макетов, моделей, электронных наглядных пособий. Полностью обновить все лаборатории института планируют к 2020 году.

Возможно, денежные средства, выделяемые на закупку оборудования, не столь значимы для предприятий дороги, но это огромные суммы для ЧИПС. Затраты на практическое обучение окупаются во многом благодаря востребованности студентов института на предприятиях дороги и за её пределами. Недавно с просьбой о сотрудничестве к директору вуза обратились представители завода КамАЗ из Набережных Челнов. Предприятие готово предоставить челябинским студентам оплачиваемые места для прохождения производственной практики. Подобная просьба от автозавода – всё же явление редкое, но предприятия ЮУЖД регулярно приглашают студентов к себе. В настоящее время у института заключен договор с мест­ными дирекциями, ремонтными депо и металлургическими комбинатами, всего 20 организаций.

Оба участника беседы согласны с тем, что производственная практика должна оплачиваться заказчиком, чтобы студент мог почувствовать себя более самостоятельным и ответственным. Они уверены, что заработную плату можно получать вместе со знаниями, а не вместо них.

А вот в последнем принципиальном вопросе оппоненты не сошлись. Вадим Новиков из-за отсутствия выпускающих кафедр на специальностях высшего образования назвал ЧИПС придатком головного вуза УрГУПС.

– Мы являемся структурным подразделением университета, – парировал директор института. – В будущем законченный цикл можно реализовать через прикладной бакалавриат, когда студент проходит практическое обучение на тех предприятиях, где собирается работать.

Но это не предел. В декабре структурное подразделение СПО ЧИПС отметит 70-летие. Константин Рыбалченко надеется, что через пять лет некоторые направления подготовки специалистов с высшим образованием получат окончательную прописку в Челябинске.

14 ноября 2014 года

Сергей Мартынов


 

Источник: Гудок