ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

К вершинам мировых достижений

06.02.2015

Дмитрий Брусянин, директор научно-исследовательской части УрГУПСа, к.т.н.
Прежде всего – это уникальная разработка беспроводного электропневматического тормоза, аналогов которой в России и мире нет. В современных условиях она особенно востребована, так как на сети дорог активно внедряется практика вождения тяжеловесных, длинносоставных поездов и осваивается высокоскоростное движение. 
В этой связи не менее интересными являются предложения наших учёных в области железнодорожного пути. Их использование позволит перейти от балльности к более точным параметрам определения состояния пути, а также делать математическое моделирование сопряжения плана и профиля, переломов профиля, кривых участков пути и на основе полученных данных производить корректировку устаревших нормативных требований. Кроме того, мы совершенствуем путейские конструкции, в частности, готовим рельсовые скрепления и прокладки из современных композитных материалов. В перспективе они не только улучшат состояние, но и увеличат срок службы верхнего строения пути, а также объектов инфраструктуры и подвижного состава. С этой же целью на кафедре пути придумали эксклюзивную методику изучения напряжения в рельсах. Диагностика проводится и посредством видеофиксации контакта колеса с рельсом, что позволяет прогнозировать сходы, выплески на дороге. Данная сверхактуальная работа находится в стадии практического эксперимента, который мы ставим совестно с Дирекцией инфраструктуры.
Следующее направление – это система железнодорожной автоматики и электроснабжение. Здесь задействован большой коллектив учёных, есть несколько сильных школ – моделирование взаимодействия контактного провода с токоприёмником, изучение всевозможных тепловых эффектов в условиях движения тяжеловесных поездов, тяговые трансформаторные подстанции и другие.
Для движенцев мы моделируем работу станций и узлов. В области экономики в прошлом году выполнили несколько проектов для Свердловской дороги по прогнозированию и анализу грузопотоков, в том числе в сравнении с автомобильным транспортом. Есть заказ на разработку направления, связанного с повышением эффективности деятельности персонала. Для локомотивщиков наши учёные проводят научно-исследовательские работы, направленные на оптимизацию производственного процесса. Имеются многообещающие результаты в вопросах совершенствования технологий по возведению и ремонту искусственных сооружений: усиление мостов, туннелей и других объектов с помощью композитных материалов.
Наш испытательный центр сейчас активно развивается за счёт заказов организаций транспортного машиностроения, продукция которых опять же идёт на железную дорогу. В 2014 году проведены эксплуатационные испытания блока вентиляторов трансформатора электровоза 2ЭС10, а также стендовые испытания системы поглощения энергии (крэш-модуля) электропоезда ЭС2Г «Ласточка» и модуль-капота (БТР, модуль MPBD, модуль аккумуляторный) маневрового тепловоза ТЭМ9Н SinaraHybrid.
В целом можно сказать, что научно-исследовательская деятельность в УрГУПСе развивается, но с учётом особенностей современного этапа – наука находится на самофинансировании, поэтому приходится совмещать фундаментальные изыскания с прикладными – инженерно-проектными работами, которые помогают получать средства для чисто научной деятельности. К сожалению, заказов на сугубо теоретические исследования сейчас нет, поэтому вектор развития технологий будущего корректируется требованиями настоящего времени.

6 февраля 2015 года

Беседовал Геннадий Горда
Источник: Гудок