ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

"Мы и болид "Формулы-1" сделать можем": как студенты УрГУПС сами собирают гоночные автомобили

29.03.2015

Редакция E1.RU побывала в настоящем цехе по сборке гоночных автомобилей класса Formula SAE ("Формула Студент"), который расположен внутри главного учебного корпуса Уральского государственного университета путей сообщения. Удивительно, что спортивные автомобили собирают сами студенты, организовав производство как настоящий бизнес-проект.

Само движение студенческой Formula SAE зародилось в США, а некоторые этапы этой гоночной серии так же, как в Formula-1, проходят в разных странах мира в разное время. В некоторых из них начиная с 2012 года принимает участие команда из УрГУПС. В России "Формула Студент" появилась впервые в 2006 году в Москве, а в 2012 году к движению присоединились екатеринбуржцы.

Протяжённость гоночной трассы на Formula SAE – 22 километра по системе Indurance. Половину дистанции проезжает один пилот, половину – второй. Команды стартуют друг за другом через временной отрезок. От России со всей страны активно участвуют семь команд: четыре московских и три, включая эту, из регионов. Согласно правилам гоночной серии, группа студентов (команда) должна собрать команду и собственный автомобиль, причём соблюдая техрегламент и делая это самостоятельно.

Сейчас в "конюшне" УрГУПС есть два автомобиля и уже проектируется третий. Первый гордо сияет в холле учебного заведения, а второй сейчас в лаборатории, находится на этапе какого-то "химического процесса" (мы не вдавались в подробности, всё равно не поймём) по доработке аэродинамики.

Как оказалось, Formula SAE – это не просто хобби, а целый бизнес-проект. Команды не только должны спроектировать машину, но и сделать бизнес-презентацию мелкосерийного производства и "продать" её жюри, то есть инвестору, который даст денег.

По словам руководителя проекта Владимира Макарова, то, что делают студенты, очень приближено к реальному производству, а знания и навыки они легко могут применить в жизни. Владимир и его подопечные студенты показали "мозг" автомобильной команды – цех по сборке болидов, и рассказали, как протекают процессы подготовки к гонкам и сами соревнования.

О болиде: быстро, безопасно, технологично

– У вас тут прямо мини-завод в одной комнате...

– Да. Процессы, которые происходят в нашем сборочном цехе, точно такие же, как и на производстве. У нас разделяются ребята по вопросам логистики, инжиниринга, снабжения, пилотирования и связям с общественностью и т.п. Сейчас в команде 10 человек, в первый год было 4 человека. Организаторы одного из этапов были удивлены, что мы смогли первую машину собрать таким малым количеством народа. Хотя это соревнования инженеров, самый драйв для студентов – это гонки.

– Вы думаете связать свою жизнь с конструкторством?

– Если получится – почему нет? Хотя не у всех у нас специальность именно по автомобилям. Любые знания, которые преподают в университете, в постройке автомобиля можно так или иначе применить. Даже юристов можем подключить в вопросах авторских прав.

– Что может эта машина?

– Сердце нашего авто – это двигатель от мотоцикла HondaCBR-600. В принципе это может быть любой двигатель. Есть ещё деление на два класса – гонки машин с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем. Мы участвуем в первой категории. Ограничение в ней по двигателю – 650 кубических сантиметров и 110 л.с. Максимальная скорость, которую мы развивали, – 110 км/ч, но мы её держали всего несколько секунд.

– Это всё ради безопасности?

– Да, чтобы не было безумных скоростей. Чтобы студенты больше уделяли времени инженерии, есть ограничение на впуске воздуха при помощи 20-миллиметрового рестриктора. Требования к безопасности конструкции, тормозам, даже к экипировке крайне высокие. Если, к примеру, машина перевернётся, то двигатель автоматически заглохнет, подача топлива прекратится.

– Автомобильные права нужны для допуска за руль?

– Конечно.

– А есть какой-то техрегламент для подобных машин?

– Конечно, очень чёткий. Например, элементы кузова и аэродинамический обвес не должны по ширине выходить за габариты колёс. Всё, что в этой машине есть, разрабатывается студентами, просчитывается на компьютере. Каждая точка в подвеске отдельно рассчитывается. Мы на всю подвеску потратили только три месяца. Также нам нужно соблюдать определённую жёсткость конструкции.

– Можно ли во время гонки поменять резину, настройки авто, что-то доработать?

– Гонки по системе Indurance предполагают, что никаких изменений в течение гонки не будет. А вот после уже проверяется автомобиль на выносливость, сколько топлива было израсходовано, какой износ у деталей. Снова ставится оценка автомобилю.

– Машины обновляются ежегодно. Что сейчас внедряете или дорабатываете в болиде?

– Делаем сами новую роботизированную коробку передач с подрулевыми лепестками переключения скоростей. Она будет легче и компактнее. Приборную панель тюнингуем и делаем более эргономичной. Дорабатываем подвеску сейчас, объединили ШРУС и ступицу в одной детали.

– Я так понимаю, свои личные автомобили тоже будете тут дорабатывать?

– На это просто времени не будет. Отпусков, обедов и свободного времени у нас нет. Под пивко тут машины не соберёшь: очень сложная инженерная работа. 

– А где берёте детали? Всё сами делаете?

– Не все мы можем сделать. Некоторые нам делают автозаводы.

– Есть ли сходство в плане колёс с Formula-1?

– Да конечно, только радиус другой, одиннадцатый. Также есть слики, есть дождевая резина. Мы их очень долго ждали. С доставкой всегда большая проблема. Регламента на колёса нет по маркам, можно даже вазовские ставить. Украинская команда ставила раньше.

– Я не вижу на машине спойлера. Не нужна прижимная сила или его нельзя по регламенту?

– Можно поставить что угодно, и его тоже. Нужно только обосновать, для чего мы ставим ту или иную доработку.

– На каком бензине ездит автомобиль?

– На 95-м и выше. Один раз даже 100-й заливали. На самом деле нужно контролировать мощность. Если перегазовать, на той же второй передаче могут начать пробуксовывать колёса. Так что на коротких участках мощность не так сказывается. Разве что на длинных.

– Где тестируете автомобиль? У нас в городе по дорогам славного Екатеринбурга?

– Автомобиль запрещено эксплуатировать на дорогах общего пользования. Здесь на территории вуза есть полигон, на нём и тестируем болид.

 

Бесконечные возможности

– Реально ли на базе вашего оборудования собирать не только болиды Formula SAE?

– Реально. Мы можем производить багги и продавать их на рынке, даже были такие предложения. Но тогда мы уйдём от основной деятельности, чего мы не хотим. Мы и спортивные обвесы для автомобилей можем тут делать, пружины резать, тюнинговать мотоциклы, некое мини-тюнинг ателье.

– А болиды Formula-3000 или Formula-1?

– Можем. Знания те же, физика процессов та же, просто регламент другой.

– Можно ли после проекта "Формула Студент" стать крутым пилотом мирового уровня? Ведь, по сути, это картинг, только мощнее.

– Конечно. Многие профессиональные пилоты начинали с картинга, причём владельцы команд пристально следят за "Формулой Студент".

– Работу талантливым ребятам-конструкторам предлагают какие-то профессиональные команды F1? Ferrari, Williams, Toro Rosso, например?

– Они – нет, но заводы предлагают. Те, кому реально требуются люди, прошедшие качественную инженерную школу. В этом и есть прелесть проекта – возможность применения теоретических знаний на этом импровизированном "полигоне" вживую. А знания тут серьёзные. Всё, что дают вузы, здесь используется по максимуму. 

– Ребята, вам умение строить гоночные болиды прямо преподают?

– Не, это мы сами изучаем, читаем книги, ищем в интернете, что-то пробуем прямо на практике. Корпус мы сначала делаем в виде пенопластового макета, потом покрываем стекловолокном, шпаклюем, красим. Мы это раньше не умели. Нам иногда автоспортсмены помогают и автосервисы.

Немного о логистике

– Где уже успели поездить?

– В Италии, Венгрии, в Москве и Тюмени. В планах – английский Сильверстоун и немецкий Нюрнбургринг. Есть ещё гонки в Японии и Австралии, но мы туда не ездим.

– А как вы везёте эти машины? Как устроена логистика, документация?

– Я везу это как свою собственность. По России – на спецфургончике внутри кузова. Москвичи в фургоне везут машину, кто-то в прицепе, израильтяне DHL пользуются.

– Formula SAE набирает популярность?

– В геометрической прогрессии. К нам обращаются уже многие с вопросами. В Екатеринбурге УрФУ планирует свой автомобиль создать.

– Вообще, дорогое удовольствие – собирать такие болиды?

– Дорогое (загадочно улыбнулись).

Напоследок нам показали пока ещё маленькую коллекцию кубков и наград. Среди достижений команды УрГУПС – победы в Москве и Тюмени на местном уровне. В Европе достижения пока более скромные: просто самое высокое место среди российских команд на этапе в Италии. Но в команде уверены – победы придут.  

29 марта 2015 года

Борис Юзефпольский

Источник: Е1.ru