Потребность отрасли в железнодорожных кадрах удовлетворяют отраслевые университетские комплексы. Своевременное и полное укомплектование структурных подразделений компании квалифицированными работниками обеспечивают также учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК), где в 2015 году переподготовку, обучение второй профессии и повышение квалификации прошли свыше 90 тыс. рабочих и служащих.
Однако стартовавшее в этом году проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань поставило задачу подготовки работников нового уровня. Кадровый резерв для будущей индустрии ВСМ должен состоять из высококвалифицированных сотрудников, способных эффективно работать с самыми современными технологиями, а также внедрять свежие инженерные и научные подходы.
Для работы на высокоскоростных магистралях компании необходимы специалисты по следующим направлениям: обслуживание пассажиров, коммерческая и грузовая деятельность, обслуживание и ремонт подвижного состава, железнодорожная инфраструктура. В связи с этим разработана Программа подготовки кадров в области высокоскоростного движения на период 2015–2017 годов.
Такое обучение уже проводится в Московском, Санкт-Петербургском, Ростовском и Уральском государственных университетах путей сообщения, Московском колледже железнодорожного транспорта и в учебном центре Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД».
Так, например, в 2014 году МИИТ и Центральная дирекция инфраструктуры при поддержке департамента управления персоналом организовали авторский класс, где студенты-целевики Института пути, строительства и сооружений МИИТа смогли получить знания по эксплуатации и обслуживанию железнодорожного пути на участках высокоскоростной магистрали.
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков их практического применения студенты прошли оплачиваемую производственную практику на участках высокоскоростного движения Московской, Октябрьской, Горьковской дирекций инфраструктуры. В завершение программы студенты написали выпускные исследовательские работы, связанные со скоростным движением.
«Освоенная программа дополнительного обучения позволила студентам приобрести необходимые навыки, опыт для качественного выполнения порученной работы. В настоящее время они успешно трудятся в ведущих дистанциях пути Московской и Октябрьской дирекций инфраструктуры», – говорит заместитель начальника службы управления персоналом и социального развития Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Парамонов.
Центральная дирекция инфраструктуры продолжает эту работу и планирует в 2016 году организовать обучение по дополнительной подготовке студентов-целевиков в рамках программы «Особенности устройства и обслуживания бесстыкового пути на участках высокоскоростного и тяжеловесного движения».
Наряду с обучением студентов с 2013 года в рамках программы ЕС «Темпус» (совместно с МИИТом, ПГУПСом, учебными заведениями и железными дорогами Франции, Украины, Польши, Латвии) реализуется международный образовательный проект по подготовке магистров в области инфраструктуры и эксплуатации ВСМ. В 2015 году завершено обучение четырёх таких магистерских групп – это 58 человек из числа работников компании и наиболее перспективных студентов-целевиков.
«Разработка этих программ и обучение по ним проходили с участием зарубежных партнёров, у которых накоплен богатый опыт подготовки подобных специалистов. Полагаем, что в 2016 году данную работу необходимо продолжать», – отметил заместитель начальника департамента управления персоналом Игорь Чирва.
14 декабря 2015 года