ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Концепция непрерывного образования

12.02.2016

В рамках «Транспортной недели», которая проводится Министерством транспорта России, в 2015 году уже в третий раз в Москве проходил Форум отраслевого высшего образования. Об участии нашей делегации в масштабных мероприятиях, а также об итогах деятельности университета в прошлом году и планах на текущий нам рассказал руководитель вуза.

Александр Галкин, ректор УрГУПСа, доктор технических наук
– Александр Геннадьевич, скажите, чем запомнился коллективу университетского  комплекса 2015 год?
– Он был для нас непростым, но наполненным значимыми событиями. Мы многого добились, и все наши планы претворились в жизнь. УрГУПС вновь вошёл в рейтинг ста лучших вузов России и стран СНГ и впервые – в десятку лучших вузов РФ по трудоустройству выпускников. Совместно с Лючжоужским университетом мы создали «Институт южного шёлкового пути», подписали соглашения о сотрудничестве с университетами в Пекине и Чэнду. Наши спортсмены завоевали титул семикратных чемпионов Спартакиады вузов Министерства транспорта, а творческие коллективы впервые стали победителями фестиваля «ТранспАрт». Мы открыли фаблаб  – единственный на территории от Уфы до Тюмени. И, конечно же, вместе со всей страной отметили 70-летний юбилей Великой Победы.
– На III Форуме транспортного образования вы впервые встречались с новым президентом ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым. На ваш взгляд, как скорректировались взаимоотношения компании и отраслевых вузов?
– Мы традиционно поддерживаем тесные связи со всеми структурами, которые так или иначе задействованы в организации транспортного потока. ОАО «РЖД» для нас – флагман и ориентир в выстраивании стратегии собственных программ с учётом специфики транспорта, у нас большие наработки в этой сфере. В связи с тем что у руководства есть современный взгляд на проблемы и пути развития отрасли, мы применяем новые формы работы в своей деятельности, расширяем географию взаимодействия и всецело поддерживаем политику компании по подготовке профессионалов необходимых специальностей, отвечающих всем требованиям сегодняшнего дня. Мы также разделяем идею о том, что совершенствование транспортного комплекса невозможно без поддержки научных школ и центров, базирующихся в университетах.
– Что вы считаете главным достижением «Транспортной недели»? 
– Ещё до своего открытия Форум транспортного образования вызывал много ожиданий. В частности, мы надеялись, что он поможет увидеть направление, в котором необходимо развиваться, как вести себя в период экономического кризиса, понять, какие приоритетные задачи ставит руководство ОАО «РЖД». Для нашего университета эта встреча стала поистине судьбоносной: мы подписали соглашение о программе обмена студентами с Юго-Западным университетом путей сообщения (КНР, город Чэнду). Китайцы открыты к сотрудничеству, сейчас у них в приоритете интернационализация железнодорожных кадров для создания высокоскоростных магистралей. Пусть вопрос о самом строительстве – дело довольно долгосрочное, но готовить кадры для её обслуживания нужно уже сейчас. Со временем спрос на таких специалистов будет только увеличиваться.
– Ваше отношение к решениям минобрнауки, которые обсуждались на Форуме, по поводу перехода на двухуровневую систему образования и укрупнения железнодорожных специальностей по программам высшего образования?   
– Прошли уже те времена, когда из года в год можно было эксплуатировать единожды полученные знания. Многое поменялось, и весь мир говорит о концепции непрерывного образования. Это логично: при переходе специалиста с одной должности на другую или смене квалификации профессиональные стандарты даже в рамках одной профессии требуют новых компетенций. Получается, что главный лозунг современного поколения – образование через всю жизнь. Поэтому в стране выстраивается и уже внедрена система двухуровневой подготовки специалистов для всех производств и видов транспорта. Наряду с этим осталось немало профессий, овладение которыми происходит по пятилетней программе обучения. Это, в первую очередь, военные и педагоги, работники искусства и железных дорог.
Транспорт – это сфера повышенной опасности и ответственности, которая нуждается в высококвалифицированных специалистах.
– Александр Геннадьевич, в каком направлении планируется развивать взаимодействие с железными дорогами?  
– Мы всегда были, есть и будем железнодорожниками и продолжим готовить специалистов для нашего основного производства. Планируем тесно работать с дорогой в вопросе создания базовых кафедр – это очень важный вопрос. Кроме того, собираемся привлечь как можно больше опытных специалистов-практиков в сфере железнодорожного транспорта к образовательному процессу. Без основного работодателя – железных дорог – мы не сможем развивать нашу материально-техническую базу быстрыми темпами.
– Насколько значимым для УрГУПСа является взаимодействие с СвЖД?
– Взаимоотношения со Свердловской железной дорогой для нас однозначно особые, она – наш главный работодатель и партнёр. Знания основного производства СвЖД являются базой для выстраивания образовательной программы нашего университета. Мы стараемся подготовить не только востребованных специалистов, но видим свою задачу и в отборе лучших кадров, так называемой «золотой сотни» – молодых выпускников, чей потенциал в большей степени будет способствовать развитию дороги. Важным направлением работы, безусловно, остаётся переподготовка и профессиональное переобучение специалистов дороги, особенно в сфере транспортной безопасности, которая выделена как приоритетное направление в отрасли.
– Чем для вуза знаменателен наступивший год?
– Он для нас особенный – юбилейный. Готовясь к своему 60-летию, мы разработали новую и интересную программу развития, она касается в первую очередь воспитательной работы, образовательного процесса и науки. В 2016-м нас ждёт переход на учебные планы, основанные на профессиональных стандартах. Новым для университета также будет и то, что мы приступили к формированию необычной программы «Элитное техническое образование». Это будет отдельная дополнительная форма обучения, предназначенная для наиболее подготовленной части наших студентов.

12 февраля 2016 года

Беседовал Геннадий Горда
Источник: Гудок