ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Любимая работа Бориса Колесникова

11.05.2016

Главным отрезком своей жизни Борис Колесников считает непростые 12 лет, с 1990-го по 2002-й, когда он руководил Свердловской дорогой.

«Мне пришлось встать у руля магистрали в период начинающегося в стране кризиса, – рассказывает Борис Иванович. – Предприятия останавливались, производство резко упало, грузить было нечего, доходы дороги упали. В то же время затраты, связанные с содержанием основных фондов, росли. Такое положение требовало принятия экстренных мер». 

На Свердловской дороге говорят: повезло, что в то непростое время магистралью руководил именно Колесников. К этой задаче он был готов. Окончив с красным дипломом Акмолинский техникум железнодорожного транспорта, по направлению поработал дежурным на маленькой станции Карабас Карагандинской дороги, отслужил в армии, потом с семьёй переехал в Свердловск, где учился в Уральском электромеханическом институте инженеров транспорта. На Свердловской дороге начинал дежурным поста централизации на станции Шарташ, затем прошёл серьёзные ступени инженерной карьеры. 

Как начальник дороги Колесников в первую очередь сосредоточился на экономических вопросах. Спад промышленности на Урале вследствие её высокой концентрации был сильнее, чем в среднем по России, дорога залезала в долги. «Учитывая рыночные реформы, мы одними из первых начали активизировать на производстве человеческий фактор, что принесло солидный экономический эффект, – вспоминает Борис Иванович. – Разработали Программу по аттестации и рационализации рабочих мест, ориентированную на экономическую эффективность рабочего места, высокую технологию и качество производства выполняемых работ. Благодаря её реализации сохранили 7 тыс. специалистов и квалифицированных рабочих, а экономический эффект от применения системы составил около 80 млрд руб.». 

Основной задачей ещё одной дорожной программы – антикризисной – было сокращение расходов не менее чем на 30%. Коренным образом пересмотрели использование производственных мощностей, других ресурсов. «Я понял, что без знаний по экономике, особенно её рыночной составляющей, руководить дорогой, коллективом просто невозможно. Пришлось снова сесть за книги, перелопатить горы литературы. В результате защитил диссертацию, как кандидат экономических наук даже читал лекции в Уральском госуниверситете путей сообщения. Но главное – этим показал пример командному составу магистрали, что учиться никогда не поздно», – говорит Колесников. 

Опираясь на экономическую теорию и наработанную практику, на дороге усовершенствовали технологию управления перевозочным процессом на основе новой технической базы – оптоволоконных кабельных сетей, цифровых станций. Продолжали заниматься ресурсосбережением, провели структурную перестройку управления дорогой. Объединили ряд предприятий, оптимизировали перевозочный процесс, значительно повысив конкурентоспособность на рынке транспортных перевозок региона. 

Наиболее сложно было работать в Сургутском отделении, где постоянно росли погрузка и грузооборот. В те годы завершалась организация отделения, внедрялись в производство новые технологии, строилось жильё и социальные объекты. «Это были тяжёлые годы, и именно тогда проявился талант Колесникова как руководителя, – вспоминает бывший начальник Сургутского отделения СвЖД Фанис Афлятунов. – Он всегда умел требовать, подсказывать, направлять и прощать». 

Обстоятельность, ответственность, умение убедить людей – по общему мнению, стиль Бориса Колесникова как руководителя. «Помню, на одном из производственных совещаний в депо многочисленные ораторы сменяли друг друга и, пользуясь присутствием начальника дороги, резали правду-матку, – рассказывал однажды машинист, ветеран локомотивного депо Свердловск-пассажирский Алексей Марговенко. – Все с любопытством ждали, что скажет начальник дороги. Борис Иванович в своей обычной спокойной манере сказал: «Всё вы говорите правильно: и заработную плату надо повышать, и условия труда улучшать, и социальными вопросами заниматься. Но откуда деньги возьмутся? Всё зависит от того, как будете работать, использовать прежде всего то, что есть сегодня». И начал перечислять проблемы. Народ притих: ругать-то некого, разве только себя». 

По рассказам ветеранов, за всеми принимаемыми решениями Борис Колесников всегда видел человека: как это может сказаться на здоровье, на производительности труда, зарплате и даже настроении. Он не раз подчёркивал: к людям надо относиться по-человечески, они не приложение к локомотивам или путевым машинам, они главное на дороге, поэтому так важно формировать дух единой команды, корпоративной солидарности и корпоративной культуры. 
«Высочайший профессионализм, умение находить решения и добиваться их выполнения, не сдаваться и не прятаться за чужие спины – словом, в Борисе Ивановиче есть то, что дано не многим, – говорит о Колесникове главный инженер Свердловской дороги Игорь Набойченко. – Помню, как в июне 1993 года в Серове переполненное Киселёвское водохранилище прорвало плотину и дамбу и 32 млн куб. м воды обрушилось на город. Пострадала железнодорожная инфраструктура, Серов остался без какого-либо транспортного сообщения. Во время устранения последствий наводнения я, тогда главный инженер службы электрификации и электроснабжения, видел, как Борис Иванович работает. Не на трибуне или на селекторном совещании, а именно в экстремальных условиях. Те планёрки на берегу реки Каквы запомнил на всю жизнь. Начальник дороги не просто руководил, а вдохновлял нас». 

Ещё один штрих к портрету Бориса Колесникова добавляет заместитель начальника службы организации и оплаты труда СвЖД Вера Солдатова: «Это был требовательный и дипломатичный начальник дороги. Вспоминается 1995 год, когда на всех предприятиях магистрали реализовывалась новая, уникальная на тот момент программа повышения эффективности организации и дисциплины труда. В то время я работала в вагонном депо Свердловск-сортировочный. На дороге были внедрены технолого-нормировочные карты перетарификации работ и рабочих. Решать задачи в рамках программы было невероятно интересно». 

Эффективная деятельность начальника дороги была отмечена премией имени Черепановых. А в 2002 году Борис Колесников был назначен полномочным представителем Министерства путей сообщения по Уральскому федеральному округу. Снова его заботой стала транспортная инфраструктура, в частности дорога к «кладовым» нефти и газа на Крайнем Севере. Но родная Свердловская не отпускала от себя. Сейчас Борис Иванович, который на днях отметил 75-летие, работает заместителем главного инженера магистрали и курирует вопросы сопровождения железнодорожного машиностроения в России: в его компетенции испытания на дороге новых локомотивов, опытные поездки и начало эксплуатации. 
«Занимаюсь интересным и, как оказалось, любимым делом – новыми локомотивами, – говорит Борис Иванович. – Исполнилась юношеская мечта. При поступлении в техникум привлекали локомотивы, учился на отделении «Тепловозы и тепловозное хозяйство». Теперь участвую в создании современных машин. Начинали с малого – используя наработки учёных, модернизировали старый парк электровозов ВЛ11». 

Когда Борис Колесников и его команда начали работать над новым локомотивом постоянного тока, не было ни технической документации, ни предприятий, которые готовы были этим заняться, – ничего, кроме энтузиазма и перспективной идеи. А сегодня серийно выпускаются грузовые электровозы 2ЭС6 постоянного тока с коллекторным тяговым приводом. Опытный образец был представлен 10 лет назад, и теперь на Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорогах эксплуатируется почти 600 таких машин, в которых применено до 80% инновационных решений. Следующим был грузовой электровоз с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит». Этот локомотив не имел аналогов не только в России, но и на всём «пространстве 1520». При стандартных весовых параметрах машина способна водить поезда весом на 40–50% больше, чем электровозы серии ВЛ11. И таких машин на Урало-Сибирском полигоне уже 124. «Кроме того, наша дорога служит полигоном для газопоршневых локомотивов. Перспектива использования жидкого газа реальна, поэтому работы впереди ещё предстоит немало», – добавляет Борис Иванович. 

Труд Колесникова на железной дороге отмечен многочисленными орденами и медалями. В апреле на итоговой коллегии Минтранса России Борису Ивановичу вручили медаль Павла Мельникова – за высокие производственные показатели, повышение уровня эффективности и качество транспортного обслуживания. Борис Колесников – заслуженный работник транспорта РФ, почётный гражданин Свердловской области, член-корреспондент Российской инженерной академии, почётный профессор УрГУПСа, академик Академии транспорта, председатель общественного совета при Министерстве транспорта Свердловской области, член экспертного совета при правительстве области. 
«Железная дорога – это моя судьба. Всякий раз, когда иду на работу или слышу гудок локомотива, радуюсь, что не променял профессию железнодорожника ни на какую другую», – говорит Борис Иванович. 

Была у него давняя мечта – вернуться однажды к своим железнодорожным истокам, туда, где начинал – в бывший Акмолинский железнодорожный техникум, на станцию Карабас. В эти дни Борис Иванович вместе с женой Галиной Григорьевной, сыном и дочерью находятся в Астане. Мечта сбылась. 

11 мая 2016 года

Евгения Мусихина, 
соб. корр. «Гудка» 
Челябинск
Источник: Гудок