Медицинский колледж
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(МК УрГУПС)

Личный кабинет студента
и преподавателя
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ПОСТУПАЮЩЕГО

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-79

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Основная характеристика

1.  Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает.

2.  Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие.

3.  Характерна для подростков полярность психики:

  • - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость;
  • - Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • - Потребность в общении + желание уединиться;
  • - Развязность в поведении + застенчивость;
  • - Романтизм + цинизм, расчетливость ;
  • - Нежность, ласковость + жестокость.

4. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.

5. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

6. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

7. Преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых

8. Растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению

Воспитание в период полового созревания

Именно в этот период подростки нуждаются в твердой поддержке, которая поможет им разобраться во внутреннем хаосе своих чувств. Но успех такой поддержки непосредственно связан с полным доверием к взрослым и их искренностью. Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Так что, рекомендую вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим ЭТО вместе, и мы выйдем из этого — вместе!

1. Основным принципом в это период должны быть терпимость и внимательность родителей, разумное и справедливое разрешение конфликтных ситуаций, отсутствие необоснованных и несправедливых упреков и требований.

2. На «дерзких» подростков ничего не действует так хорошо и убедительно, как спокойные и логичные аргументы, отсутствие обмана, фальши и неискренности в общении со взрослыми. Как правило, подростки отвергают аргументы, базирующиеся просто на «благих намерениях» или просто «на опыте педагогов и родителей», хотя бы потому, что считают, что для самоутверждения способны во всем разобраться самостоятельно. Авторитет педагогов и родителей резко возрастает, если подростки ни разу не почувствуют, что их не обманывают или что-то недоговаривают.

3. Ребенку - в любом возрасте - в первую очередь нужно просто живое общение с родителями: именно в нем он черпает уверенность в себе, на нем строит свою самооценку, через него формулирует собственную идентичность и жизненные ценности.

4. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской.

5. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

6. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится.

 Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

7.   Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

8. В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу.

9. Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках. Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

10. Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

11. Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: “Нам надо серьезно поговорить”.

12. Запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

13. Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: “А что если... ?” Воспитание - это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

14. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

15. Важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: “хулиган”, “бандит”, “лентяй”, - не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

16. Никогда не приходите с уборкой - пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

17. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности. Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

С уважением педагог- психолог МК УрГУПС

Н. А. Кунгурова

Трудно представить себе мир без Интернета: он плотно вошел в нашу жизнь и необходим нам для работы и общения, а так же развлечений. В нем содержится огромное количество информации самого разного содержания, что влечет за собой не только открытия, приобретение новых умений и знаний, а так же расслабления после трудного дня, но и упадок и деградацию. Поэтому крайне важно учитывать контент, с которым приходиться иметь дело и взрослым, и детям. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?

Важно понимать, что Интернет – это не основная причина для развития суицидальных мыслей. Но часть контента может нести подобную опасность и стать «благодатной почвой» для развития подобных намерений. Среди такого контента можно выделить:

  • Экстремистские сайты или сообщества;
  • Сайты, размещающие информацию о способах самоубийства;
  • Сообщества, пропагандирующие эстетику или романтизацию смерти;
  • Возможные контакты с незнакомым людьми с помощью чатов.

Подобные интеренет-ресурсы стоит ограничивать, а общение с незнакомыми людьми существенно старше ребенка – пресекать.

Важно ответить, что в подростковом возрасте интерес к смерти является нормальным. Важно обсуждать с ребенком возможные философские вопросы или уточнять, что ему нравится в том или ином символе – возможно, это проявление не суицидальных намерений, а нормальный ход вещей.

  • Преобладание черных вещей, украшений в виде крестов, черепов, соответствующее оформление интернет-страницы в романтическом ключе – может быть данью текущей моды;
  • Мрачные стихи на странице или посты в социальных сетях с изображениями кладбищ или надгробий – не однозначный символ. Если ребенок и раньше увлекался архитектурой или литературой – это вполне приемлемо. Но если подобного раньше не было – это тревожный знак. Главное обсудить это с ребенком спокойно и с проявлением искреннего интереса;
  • Сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — также неоднозначный символ. Необходимо больше узнать о группе, исполняющей песню и уточнить у подростка, что ему понравилось в данном произведении;
  • Важно помнить, что оформление интернет-странички необходимо соотносить с внешним поведением подростка;
  • При обнаружении опасного контента не ругайте и не осуждайте подростка. Постарайтесь обсудить с ним данную ситуацию и предложите свою помощь.

 Что должно насторожить?

  • Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья;
  • Если профиль страницы закрыт даже от родителей, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине;
  • Закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, могут символизировать суицидальные мысли;
  • Если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов - это не очень хороший знак. Обычно подростки размещают подобный контент с целью привлечения внимания к себе или своей проблеме;
  • Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков – подобные символы часто используются в так называемых «группах смерти»;
  • Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию.
  • Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг должно насторожить взрослых;
  • Не стоит закрывать глаза и на участившиеся комментарии о смерти — как устные, так и к фотографиям в социальных сетях – таки образом подросток может снимать напряжение и неосознанно просить близких о помощи.

Далеко не каждый подросток может позволить наблюдать родителям за его интернет-страницей. Важно наладить доверительное общение и поддерживать ребенка. Так же, очень хорошим вариантом будет попросить ребенка помочь вам освоить социальные сети – очень вероятно, что подросток сам добавит вас в «друзья» в той или иной социальной сети.

Не лишним будет использование «Родительского контроля» в браузере или в домашней сети. Вы можете самостоятельно настроить отбор сайтов, неприемлемых для использования или же обратиться в компанию-поставщик Интернета и связи.

Если у вас есть сомнения относительно страницы вашего ребенка, вы можете воспользоваться специализированным сайтом, определяющим неприемлемый или опасный контент в социальных сетях. Ссылка: https://gerdabot.ru/

Важно помнить, что особое место в предупреждении фактов доведения до самоубийства в интернет-сети занимают меры правовой ответственности.

Так, п. «д», ч. 2 ст. 110 УК РФ предусмотрена ответственность за «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

П. «д», ч. 3 ст. 110.1 УК РФ введена ответственность за «Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства» а равно Содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства, если такое деяние совершено в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Ч. 2 ст. 110.2 УК РФ также предусматривает ответственность за «Организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Кроме того, через форму на сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru/) есть возможность направить сообщения о наличии в сети Интернет — информации о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства. После рассмотрения заявления, на указанный электронный адрес почты, придет сообщение о результатах рассмотрения. В случае подтверждения наличия материалов с противоправным контентом, доступ к указанному ресурсу будет ограничен.

Общие правила по ведению беседы:

  • Обязательно обращайтесь к незнакомым людям на «Вы», будьте вежливы;
  • Не стоит присылать много сообщений, состоящих из одного или пары слов – это может раздражать собеседника;
  • Перед использованием голосовых сообщений уточните, удобно ли это собеседнику;
  • Не злоупотребляйте смайликами, gif-картинками или мемами, если вы общаетесь с малознакомым человеком;
  • Не стоит отправлять сообщение малознакомому человеку позже 20 часов вечера, если вы не обговаривали приемлемое время общения;
  • Не выкладывайте фотографии друзей или скриншоты сообщений в публичный доступ, не спросив разрешения;
  • Если вас начинают провоцировать на конфликт в личных сообщениях или комментариях – не отвечайте спорщику или заблокируйте его;
  • Не посылайте собеседнику информацию, которая может принести вам моральный или финансовый ущерб (фото/видео личного характера, номера банковских карт, секреты или иные пересылаемые сообщения);
  • Если вас шантажируют в Интернете, обязательно сообщите об этом близким или родителям. Если шантаж является материальным – обязательно напишите заявление в полицию.

Размещение постов и лайки:

  • Внимательно относитесь к публикациям и репостам на своей странице: важно, чтобы распространяемая информация была приемлемого содержания и не затрагивала тему религии, национальной принадлежности или запрещенных взглядов (фашизм, терроризм);
  • Важно включать внутреннюю «самоцензуру». Лучше не ставить отметки «Нравится» на постах, которые могут вас скомпрометировать перед другими людьми – сейчас новости в социальных сетях могут предлагаться на основе предпочтений ваших друзей или знакомых;
  • Если вы обнаружили неприемлемый контент, который противоречит этике или морали – лучше подать на него официальную жалобу;
  • Не вступайте в споры в комментариях под заведомо противоречивым постом и не пересылайте его друзьям или знакомым – таким образом, человек или сообщество, разместившее пост, получает бесплатный приток аудитории, а следовательно - материальную прибыль.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих о намерении совершить суицид. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Как правило, должны насторожить такие фразы, как «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?».

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Запаситесь терпением.
  1. Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему самостоятельность.
  1. Если подросток настойчиво что-то требует обсудите с ним эти требования.
  1. Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться – не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными.
  1. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова – ребенок замыкается в себе.
  1. Во время ссор ребенок может наговорить вам гадостей, помните, что на самом деле он так не думает.
  1. Ребенку нужна ваша поддержка, любовь, понимание и советы.

 

Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Дополнительная информация

В случае нарушения ваших прав вы можете обращаться к

Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области:

адрес: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. № 101, оф. № 143

тел.: (343) 37570-20, (343) 375-80-50

e-mail: info@svdeti.ru

 

в Свердловскую транспортную прокуратуру:

адрес: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. № 60

тел.: (343) 370-48-42

e-mail: sverdlovsk-trans-prok@yandex.ru

 

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.